Три базовых задачи в обучении детей с аутизмом

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

 

Я хотела бы поговорить о 3 навыках, которые необходимы всем детям и взрослым с аутизмом для раскрытия своего потенциала настолько, насколько это возможно. Это правило «3 навыков», которым я руководствуюсь в своей работе, и для начала я хотела бы привести пару примеров того, к чему приводит их нехватка.

Первый случай касается Джо, который учился в пятом классе. Он частично учился в ресурсном классе для детей с аутизмом, а частично в общеобразовательном классе. Навыки Джо были очень «неровными». Он мог говорить, но с ним много работали дополнительно над различными академическими навыками, в том числе, с ним занимались математикой.

Однако у Джо начало расти проблемное поведение. Во время одного из моих визитов в его класс он переворачивал парту, выбегал в коридор, бил кулаком об аквариум, и в целом его поведение стало настолько неуправляемым, что встал вопрос о его переводе в специализированную школу. Однако во время работы с Джо нам удалось скорректировать его поведение, и теперь он очень хорошо справляется с учебой в школе.

Еще одному мальчику было 16 лет, он находился в другом классе. Он не говорил, и с ним работали над такими навыками как соотнесение одинаковых предметов и понимание слов на слух. При этом, первое, на что я обратила внимание, было то, что этот мальчик в свои 16 лет не мог самостоятельно пользоваться туалетом. Он сам ходил в кабинет медсестры, чтобы сменить свой подгузник, но было очень странно, что в таком возрасте никто не работал над тем, чтобы он перешел к использованию туалета.

Так что я считаю, что 3 основных типа навыков, которые должны быть приоритетом, и над которыми всегда нужно работать в первую очередь, следующие:

Просьбы

Имеется в виду способность сообщать о своих желаниях и потребностях в той или иной форме. Это могут быть устные просьбы, система PECS, приложение на мобильном устройстве, но если у вас нет возможности рассказать другим людям о своих желаниях, то это неизбежно приведет к очень серьезным проблемам.

В ситуации с Джо, хотя он и мог говорить, он нуждался в дополнительных инструкциях, чтобы понять, как и когда обратиться за помощью. Оказалось, что задания по математике часто оказывались для него слишком сложными, но он не мог сообщить об этом учителю. Он не мог попросить о помощи или сообщить о том, что испытывает перегрузку, поэтому вместо этого он прибегал к проблемному поведению.

Так что это первоочередная задача – научить ребенка сообщать о всех своих желаниях и потребностях, в том числе, обращаться к незнакомым людям в понятной для них форме.

Отсутствие или почти полное отсутствие серьезного проблемного поведения

В данном случае имеются в виду такие виды поведения как агрессия, уничтожение собственности, причинение себе вреда. Проблемы подобного типа, как видно в случае с Джо, являются основной причиной перевода детей с аутизмом в более ограниченную образовательную среду.

Проблемное поведение мешает детям и взрослым с аутизмом общаться и находиться среди ровесников, посещать общественные места и препятствует трудоустройству. Так что для того, чтобы улучшить качество жизни людей с аутизмом нужно в первую очередь сосредоточиться на коррекции подобного поведения, если оно присутствует.

Независимое использование туалета

В идеале ребенка необходимо научить пользоваться туалетом полностью самостоятельно, а также ходить в туалет по мере необходимости, а не по ежедневному расписанию. Однако даже если этого невозможно добиться, не работать над отсутствующими навыками использования туалета – огромная ошибка.

В случае с 16-летним мальчиком, его родители пытались приучить его к туалету, и у них были ограниченные успехи в этих попытках. Однако в школе решили, что в таком возрасте ничего уже не изменишь. Тем не менее, всегда существует возможность для изменений.

Я не хочу сказать, что для людей, у которых есть проблемы в этих трех областях, невозможно никакое качество жизни. И я понимаю, что есть сложные ситуации, например, если помимо аутизма у человека есть ДЦП, и именно другой диагноз мешает ему самостоятельно пользоваться туалетом.

Я всего лишь хочу сказать, что если вы родитель или специалист, то независимо от того, идет ли речь о человеке в возрасте 5, 15 или 50 лет, если у него или нее есть проблемы и ограничения в одной из этих областей, то вы можете работать с ним или с ней над математикой, продолжением последовательностей или любыми другими навыками, но именно проблемы в этих трех областях могут свести на нет все ваши усилия.

Так что если у ребенка есть нехватка подобных навыков, но они отсутствуют в его индивидуальной образовательной программе, это нужно исправить. Если ребенок не может спонтанно обращаться с просьбами к самым разным людям в течение дня, если он нуждается помощи, чтобы воспользоваться туалетом, то обязанность родителей, педагогов и других специалистов перед этим ребенком – сосредоточиться на этих навыках.

Прикладной анализ поведения позволяет менять поведение, но нам нужно верно определить, какое поведение имеет наибольшую социальную значимость для того или иного человека.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg