Когда «физическая подсказка» переходит в насилие?

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

 

Дети с аутизмом часто нуждаются в большом количестве физических подсказок – полной физической подсказке «рука на руке» или частичной физической подсказке, например, когда вы слегка направляете руку ребенка в нужном направлении. Физические подсказки часто необходимы при обучении совсем новым для ребенка навыкам. Однако за 20 лет работы в области аутизма я часто видела ситуации, когда под видом физической подсказки фактически практиковалась фиксация (вроде фиксации агрессивных пациентов в психиатрических клиниках). В некоторых случаях это даже можно было считать насилием над ребенком.

Я хотела бы поговорить о физических подсказках, связанных с ними этических требованиях и о том, когда подсказка становится физической фиксацией.

Что такое физическая подсказка?

Если говорить проще, то физическая подсказка – это любой случай, когда вы прикасаетесь к ребенку или физически направляете его, чтобы обучить новому навыку или целевому поведению. Чаще всего физические подсказки применяются к совсем маленьким детям, не старше младшего дошкольного возраста.

Несколько лет назад я слушала лекцию доктора Винсента Карбона, где он рассказывал историю про кита, который прыгал через обруч в океанариуме. Кто-то спросил тренера, что же он будет делать, если кит не прыгнет? Ведь дать физическую подсказку киту невозможно. Тренер ответил, что нужно просто убедится, что иначе кит не получит подкрепление в виде рыбы.

Я думаю очевидно, что, когда люди учат чему-то крупных животных, в том числе китов, никакие физические подсказки не используются по определению. Или при дрессировке таких мелких животных как птица, хватать ее за клюв тоже будет плохой идеей. Вместо этого используются такие подходы как формирование реакции и прямые или обратные цепочки, а также другие проверенные временем поведенческие процедуры.

И в то же время, когда речь идет о человеческих детях, я то и дело наблюдаю отсутствие других видов подсказок или слишком частое применение физических подсказок. Чаще всего эта проблема встречается при обучении детей со средним или тяжелым аутизмом. И по мере того как ребенок становится старше и крупнее физические подсказки могут стать очень опасными.

Когда физическая подсказка становится физической фиксацией

Мне бы хотелось объяснить, почему лучше избегать физических подсказок, и что можно использовать вместо них. Я стала поведенческим аналитиком много лет назад, и одно из первых правил, которым меня обучали, было то, когда НЕ использовать физические подсказки.

Правило такое: если вы даете ребенку физическую подсказку, например, прикасаетесь к нему, чтобы направить в туалет, то в тот момент, когда ребенок начинает как угодно сопротивляться вашему прикосновению или начинает физически двигаться в противоположном направлении, это перестает быть подсказкой. С этого момента это физическая фиксация. К сожалению, многие из вас, скорее всего, впервые об этом слышат.

Большинство людей считают «фиксацией» только использование каких-то механических приспособлений, например, ремней, которыми ребенка пристегивают к сидению, или даже просто детский ремень безопасности в транспорте – это механическая фиксация.

Однако в реальности физическая фиксация – это применение любых физических ограничений для движений ребенка. Если вы несете орущего малыша в другое место для занятий, держите за руки ребенка, который пытается вас ударить, или ведете ребенка в туалет, когда он сопротивляется – это физическая фиксация.

По законам США государственные школы не имеют права использовать фиксацию, как механическую, так и физическую. Кроме того, фиксация связана с очевидными этическими проблемами.

Разумеется, бывают ситуации, когда физическая и даже механическая фиксация просто необходимы. Если ребенок пытается выбежать на проезжую часть или пытается выкинуть стул в окно, то вам в любом случае нужно прибегнуть к физической фиксации. Конечно, в такой ситуации вы без раздумий броситесь к ребенку, схватите его или схватите стул и в целом будете делать все возможное, чтобы ребенок не причинил вреда себе или другим людям.

Однако если каждый день или каждую неделю вы используете «физические подсказки», которые по сути являются фиксацией, то вам нужно немедленно остановиться и пересмотреть, что вы делаете, потому что это незаконно или, как минимум, не должно применяться в классах для обучения детей с аутизмом.

В индивидуальной программе некоторых детей может быть описана физическая фиксация как часть плана на случай кризиса. Однако даже в этом случае, если речь идет только о кризисных ситуациях, вы и ваши коллеги должны составить план о том, как избегать таких ситуаций в будущем.

Путь к принятию более этичных решений

Так что же вам делать? В первую очередь, если у вас есть любое проблемное поведение или чрезмерное использование физических подсказок, нужно начать с полного анализа поведения и навыков ребенка. Например, вам важно понять, в каких ситуациях ребенок сопротивляется физической подсказке или пытается вырваться. Например, если он сопротивляется тому, чтобы пойти в туалет, то проблема может быть не только в туалете, но и в речевых навыках и поведенческих проблемах. Поэтому важно оценить навыки и потребности ребенка в целом, а не только рассматривать конкретную ситуацию.

После полной оценки навыков и поведения вам нужно составить новую индивидуальную программу, основные пункты которой обязательно должны включать обучение манд-реакциям, то есть обучение просьбам.

Кроме того, вам обязательно нужно изменить то, как именно вы ведете себя во время обучения – процесс обучения должен быть веселым, приятным и простым для ребенка. Планируйте, что обучение ребенка будет на 80% состоять из простых для него задач и только на 20% из новых и сложных. Как и в любых других случаях важна профилактика, которая позволит вам не прибегать к физической фиксации.

Подведем итоги: если вы родитель или специалист, вы должны осознавать, что физические подсказки часто перетекают в физическую фиксацию. Если это произошло, вам важно постараться предотвращать такие ситуации в будущем. Если вы не понимаете, как их избежать, то хорошая идея – проконсультироваться с поведенческим аналитиком.

Есть методы для анализа и коррекции поведенческих проблем, которые позволят ребенку быть успешным, сохранят его достоинство, и не потребуют от вас нарушения этических и законодательных норм.

Также смотрите:

Как правильно подсказывать ребенку с аутизмом при обучении

Как уменьшить зависимость от подсказок

Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия

Как уменьшить риск протеста в ответ на требования

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg