Как правильно привлечь внимание взрослого? Навык поднимать руку
Достаточно сложно научить ребенка поднимать руку, когда он хочет что-то сказать на уроке, а задача научить этому навыку ребенка с аутизмом может показаться вообще невыполнимой. Приведенные советы и рекомендации помогут детям с РАС освоить это умение и эффективнее учиться в школе.
Будьте терпеливы
Учащийся с аутизмом испытывает серьезные трудности, находясь в классе: начиная от сенсорной перегрузки и заканчивая непониманием принятых норм в общении. Если ребенок расстроен или нуждается в чем-то, он может просто не знать, каким образом привлечь к себе внимание учителя.
Дети с РАС могут неожиданно встать из-за парты или перебить учителя посреди урока, некоторые могут даже закатить истерику. Это не вина ребенка, просто он еще не обучен социальным правилам, принятым в классе.
Класс, где больше 20 учеников, может напоминать хаос. Часто учителю трудно понять, нужна ли помощь кому-то из учащихся и есть ли у детей вопросы. Т.к. у детей с аутизмом большие трудности в принятии социальных норм и правил поведения, суть жеста «поднятие руки», когда необходимо привлечь внимание учителя, может быть им непонятна, даже если они видят, что другие ребята успешно этим жестом пользуются. Обучение детей с аутизмом требует очень много терпения и самоотверженности, т.к. работа с ними существенно отличается от преподавания в нормотипичном классе или в классе детей с задержкой в развитии.
Бывает так, что ребенок с аутизмом учится чему-то, может казаться, что он усвоил навык, а на следующий день полностью его забывает. Это может сильно расстраивать и учителей, и родителей. Вам потребуется терпение, очень-очень много терпения, чтобы научить этих ребят поднимать руку, когда они хотят привлечь внимание на уроке.
Четкое определение ожидаемых результатов
Первый и самый важный шаг: внятно объяснить ребенку, чего вы ждете от него. Вы не можете предполагать, что ученик с аутизмом поймет жест «поднять руку» только потому, что остальные дети в классе поднимают руку, чтобы привлечь внимание учителя.
Сядьте рядом с учеником и расскажите ему, что для того, чтобы получить помощь, нужно поднять руку. Объясните, что, подняв руку, он сможет получить то, что нужно, не нарушая хода занятия и не отвлекая других детей в классе.
После того, как ребенок поймет, чего от него ждут, обучение пойдет значительно легче. Возможно, вам придется не раз напомнить ученику об этом жесте. Использование визуальных подсказок может существенно помочь ученику с аутизмом. Сделайте небольшую визуальную подсказку в виде заметки или картинки, которые могут лежать на парте и помогут ученику вспомнить о правиле поднятия руки в суете классной жизни.
Социальные истории
Хотите узнать лучший способ научить детей с аутизмом поднимать руку? Используйте в качестве ресурса социальные истории. Социальные истории – отличный способ обучить аутичного ребенка самым различным навыкам и жестам, в частности, «поднятие руки», когда нужно привлечь внимание. Социальная история – это рассказ для детей с аутизмом от первого лица о том, как нужно поступать в какой-то конкретной ситуации и почему именно так.
Социальные истории удивительно эффективны, они охватывают тысячи тем и ситуаций. Большинство социальных историй находится в свободном доступе, беглый поиск в Google покажет вам тысячи таких историй.
Можно привлекать одноклассников как помощников, чтобы ребенок с РАС запомнил, что нужно поднимать руку. Дружеское напоминание со стороны другого ученика может быть более эффективно для него, чем слова учителя. Однако нужно убедиться, что для одноклассников такое напоминание — не забавная шутка и не повод для насмешек. Ребятам с аутизмом и так достаточно сложно, не должно быть издевательств.
Лучше всего ребенок с аутизмом усваивает социальные истории, если есть возможность показать их ему вживую или в виде онлайн фильма. Наблюдать за героями, которые действуют в предложенной ситуации, помогает ребенку понять ее лучше, чем когда он читает социальную историю об этой ситуации.
Большинство ребят с аутизмом обучаются лучше, когда видят информацию или прочитывают ее, нежели на слух. Другая прекрасная возможность обучать этих детей – использование позитивного усиления. Оно может быть в форме словесной похвалы, маленького кусочка лакомства или дополнительного времени на игру с любимой игрушкой. В прикладном анализе поведения (Applied Behavioral Analysis – ABA) широко используется такой подход.
Хотя обучение ребенка с аутизмом навыку поднятия руки для привлечения внимания может быть очень сложной задачей, она может быть достигнута с использованием позитивного усиления. В данном случае не стоит жалеть потраченных усилий, владение этим навыком будет иметь чрезвычайно важное влияние на успеваемость ребенка в школе, а в долгосрочной перспективе может помочь ему добиться успеха за пределами школьных стен.
Ссылки
- The writer has Aspergers and also works with students with Autism/Aspergers who are enrolled in Special Education
Переводчик: Анна Осипова
Редактор: Надежда Белоглазова
автор: Bright Hub Education Writer • редакция: Donna Cosmato • 8/2/2012
SXC: Stock photo: Who’s turn is it? 94 by anissat under royalty free license
Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.