В Воронеже прошла стратегическая сессия

IMG_0495

Стратегическая сессия была инициирована организациями, созданными родителями детей с РАС, в ней приняли участие руководители и сотрудники департаментов социальной защиты, здравоохранения и образования, вела ее партнер фонда «Выход», консультант по организационному развитию Анна Берколайко.

18+: направления работы

Прозвучало предложение расширить функции ПМПК (о формате обновленной ПМПК говорилось на , чтобы она продолжала выстраивать индивидуальный маршрут для взрослого человека, которому необходимы персональные рекомендации по социальному, медицинскому и педагогическому сопровождению. Попросту говоря, ПМПК не должна «бросать» людей после 18, но работать с ними дальше. Чтобы понять, как эту работу лучше построить, уже в этом году сформируют пилотную группу из 5-7 человек в возрасте 14-16 лет.

Чтобы реализовать права людей с РАС в части медицинского обеспечения, необходимо создавать психосоматические отделения в учреждениях здравоохранения для специализированного подхода к медицинскому обслуживанию людей с аутизмом, в том числе для лабораторных и аппаратных исследований, стоматологической помощи и т.д.

В области частичной трудовой занятости, на основе партнерства Департамента социальной защиты и НКО требуется разработать программу «Самостоятельная жизнь», которая предполагает тренировочные квартиры и мастерские. Необходим мониторинг и оптимизация работы уже существующих районных центров комплексного социального обслуживания, а также обучение работников социальной сферы взаимодействию с людьми с РАС (и другими ментальными нарушениями) в условиях поддерживаемого проживания.

Отдельный вопрос: где таким людям жить? Задача на будущее – создавать маленькие аналоги ПНИ (пока что их продолжают называть так), организованные по квартирному принципу. Они должны интегрироваться в обычную жилую среду и иметь соответствующую социальную инфраструктуру: адаптированные спортплощадки, мастерские, центры дневной занятости. Человек, который живет в ПНИ семейного типа, не будет выдернут из жизни, оторван от всех привычных ориентиров. В идеале подобные объекты должны находиться в многих районах города и области. Приступать к созданию проектно-сметной документации для такого жилья нужно уже сегодня.

Параллельно разбирался узел проблем, связанных с уже существующими ПНИ, которые необходимо срочно реформировать в направлении большей открытости и взаимодействия с обществом. В них не должно быть замков на дверях и решеток на окнах, а за соблюдением прав жителей обязан следить попечительский совет с реальными полномочиями. Людям, проживающим в интернатах, требуется социальная занятость, поэтому у них должен быть доступ к полезному труду в мастерских, в соответствии с их интересами и возможностями. Наконец, необходим формат, когда человек поступает в ПНИ ненадолго, потому что его близкие проходят лечение, делают ремонт или просто хотят отдохнуть. Этот формат «передышки» жизненно необходим для родителей уже взрослых детей с РАС – естественно, при условии, что их ребенок попадает в комфортные, не травматичные для него условия проживания.

После стратсессии председатель правления ВРООИ «Искра надежды» Татьяна Поветкина написала в фб-группе «Аутизм. Маршруты помощи» настоящее воззвание: «Хочу написать для наших «взрослых» родителей про договоренности насчет ПНИ: во-первых, фонд «Выход» привезет экспертов, с которыми мы проедем по всем ПНИ Воронежской области, по результатам будет проведен круглый стол; во-вторых, у нас уже построили «прекрасный и современный» во всех отношениях ПНИ в Алферовке для женщин (поедем-посмотрим, Алферовка готова к любым нововведениям и проектам), а в Лисках еще не достроен ПНИ, куда мы внедримся на этапе строительства. Вывод: дорогие родители, сейчас от нас все зависит, от нашей активности и трудолюбия. Не сидите дома, помогайте».

«Мы видим, что, с одной стороны, формируется консолидированный родительский запрос в части построения системы помощи людям с РАС старше 18 лет, а с другой – что руководство Воронежской области демонстрирует готовность в проектном режиме решать встающие перед ним вопросы. Это обеспечивает возможность логичных решений и последовательной работы – от начального этапа, постановки диагноза, до финального, самого длительного и сложного этапа: жизни в обществе», – сказала ведущая стратегической сессии Анна Берколайко.

Прикладной анализ поведения в вузах: ВИРО

Флагманской площадкой должен стать Воронежский институт развития образования, ВИРО. Именно там в ближайший год будет создаваться концепция по внедрению в области ПАП как технологичного и эффективного метода, способного решить проблемы педагогических работников вне зависимости от того, с какой категорией детей они работают.

В ВИРО определится группа специалистов, которые будут способны преподавать ПАП. Их необходимо обучить как базовому представлению о прикладном анализе поведения, так и методологии преподавания, чтобы оно не сводилось к простому пересказу того, что они знают сами.

Кроме того, в ВИРО будут внедрены программы повышения квалификации педагогов и/или их переподготовки для организации и управления инклюзивным образованием. Программа переподготовки предполагает три модуля: базовый уровень ПАП, обзор лучших моделей инклюзии учащихся с ОВЗ, включая учащихся с РАС, и знакомство с российским образовательным законодательством, чтобы прошедший переподготовку специалист мог построить условия для инклюзии исходя из российских реалий.

Наконец, важнейшая задача, стоящая перед ВИРО, – разработать концепцию в отношении супервизоров, которые необходимы области. Обосновать их количество, распределить между ними задачи (кто-то будет работать «в поле», кто-то заниматься преподавательской деятельностью), спланировать результат, который ожидается от их деятельности. Сегодня уже 5 специалистов ПАП в Воронежской области готовятся сдавать экзамен на международный сертификат (ВСВА).

О планах ВИРО рассказал его проректор, Александр Митрофанов, принимавший участие в стратсессии: «Главная наша задача – повышение квалификации уже действующих педагогов, для того чтобы, во-первых, готовить пул специалистов-поведенщиков, которые потом разойдутся по двум направлениям: супервизоры и преподаватели педвузов; во-вторых, чтобы повышать компетенции преподавателей, работающих «в полях», с детьми с РАС и другими ментальными особенностями; в-третьих, чтобы вооружить всех действующих педагогов компетенциям прикладного анализа поведения, который необходим не только тем, кто работает с аутичными детьми. Кроме того, мы планируем заниматься исследовательской деятельностью. У нас есть планы по модернизации структуры института, и с 2018 года мы создадим на базе ВИРО исследовательскую лабораторию».

Прикладной анализ поведения в вузах: ВГПУ

Для решения проблем инклюзии детей с ОВЗ (и в том числе с РАС) необходима модернизация всего педагогического образования области. Решением могло бы стать внедрение в ВГПУ базового курса по ПАП для всех направлений подготовки педагогических работников. Каждый из 800 специалистов, ежегодно выпускаемых ВГПУ, должны владеть ПАП на начальном, прикладном уровне, поскольку все они таки или иначе столкнутся с поведенческими трудностями у детей.

Расширенный курс ПАП будет даваться в магистратуре, которую можно расширить за счет уже существующей заочной программы «Педагогика и психология инклюзивного образования». В качестве стажировочных площадок имеет смысл использовать школы и детские сады, где уже есть ресурсные классы и ресурсные группы или где их будут создавать. Планируется перевести эту программу в очный формат и выделять под нее бюджетные места, исходя из растущих потребностей Департамента образования в специалистах по поведенческому анализу.

В ВГПУ необходимо также внедрять программу профессиональной переподготовки «Организация и управление инклюзивным образованием» (той же самой, что предлагается ВИРО) – для того, чтобы можно было обучить там хотя начальный пул преподавателей, специализирующихся на поведенческой педагогике.

Очень важным моментом станет организация конкурса научных исследований по теме ПАП (возможно, совместно с СПбГУ), которая стимулирует появление научных статей по теме ПАП на русском языке.

«Масштабная работа, проводимая четыре года областными структурами и фондом «Выход», принесла ощутимые плоды: обучено пять специалистов по ПАП высочайшего уровня, свыше 30 параспециалистов, открыто 7 ресурсных классов и 2 группы, в которых обучаются в общей сложности около 70 детей. С лекциями перед педагогами и психологами области регулярно выступают ведущие ученые страны и мира. Все это дает основание надеяться, что Воронежская область одной из первых в стране начнет готовить собственных поведенческих аналитиков», – считает участник стратсессии, советник ректора по инклюзивному образованию Московского психолого-социального университета Маргарита Оларь.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png