В Воронеже прошел спектакль «Золотая рыбка» для детей с РАС

play-voronezh-2

«У Фонда есть программа «Аутизм Friendly», для которой поведенческий аналитик и мама мальчика с РАС Анна Соловьева составила руководство. В нем она рассказывает сотрудникам учреждений культуры об особенностях людей с аутизмом и о том, как правильно себя с ними вести, – говорит Жанна Ушакова, представитель Фонда «Выход» в Воронеже. – Фонд уже несколько раз выступал организатором культурных мероприятий для детей с РАС в Москве (В Москве прошел дружественный кинопоказ для детей с аутизмом и их семей, Дети с аутизмом и их семьи приглашаются на сказочный мюзикл в Москве), поэтому мы решили, объединив усилия с реабилитационным центром «Парус надежды» и ТЮЗом, реализовать этот проект и в Воронеже». По словам Ушаковой, желание пойти в театр высказало в общей сложности 40 семей, а все билеты ТЮЗ предоставил бесплатно.

Тренинг: нечего бояться

9 июня руководство театра и актеры, звукорежиссеры и осветители, капельдинеры и вахтеры, гардеробщицы и буфетчицы собрались в малом зале ТЮЗа на тренинг, который вели психолог-волонтер Дина Чиркова и мама мальчика с РАС Татьяна Васильконова. По словам Чирковой, в начале у слушателей была некоторая тревога: справимся ли? А если кто-то начнет кричать и выбегать на сцену, нужно ли останавливать спектакль? А если испугается и заплачет, надо ли утешать? «Передо мной стояло две основные задачи: во-первых, объяснить, как адаптировать среду для ребенка с РАС, а во-вторых – дать понять актерам, что от них требуется обычная работа и никто не ждет, что они выступят в роли воспитателей «сложных» детей. Тут они выдохнули и заулыбались», – рассказывает Чиркова. Она объяснила про гиперчувствительность аутистов, почему им может быть противопоказан контрастный свет или резкий звук. В зале решено было оставить неяркое освещение, на прожекторы – надеть фильтры, музыку приглушить. Но главная задача – переосмыслить рисунок актерских ролей: никаких резких движений, криков, ударов. «По замыслу режиссера, историю рассказывают скоморохи, все эксцентрично, гротескно и стилизовано под балаган, – говорит Чиркова. – На сцене стоит сундук, из которого выскакивает черт. Это может напугать, а что делать? Уберешь сундук – спектакль рассыплется. Тогда актер, игравший чертенка, предложил, что он будет не выскакивать, а вылезать из сундука «медленно и интригующе»». По словам Дины, актеры прекрасно поняли, что театр остается театром, даже если в зале сидят дети с трудным поведением и непредсказуемыми реакциями. Для них не надо ничего специально менять, а нужно лишь слегка «донастроить». Только тогда они поймут, как правильно вести себя во время спектакля.

Кто-то спросил, зачем особенным детям идти на спектакль, который они едва ли в силах воспринять и который лишь доставит им дискомфорт. На этот вопрос ответила подключившаяся к тренингу мама Татьяна Васильконова. «Это не прихоть и не пиар, нашим детям действительно очень важно ходить на такие мероприятия», – подчеркнула Татьяна. Она рассказала, что всегда старалась выводить детей «в свет», несмотря на то, что младший мальчик у нее с РАС и старшая девочка – тоже с ментальными особенностями и с ОВЗ. «Для нас ничего не было приспособлено, но я ходила напролом. Бывало, что относились с пониманием, но чаще оскорбляли и унижали. Дети на это особенно не реагировали, а я могу и потерпеть. Ведь оказаться вместе со всеми в театре, на концерте, пусть совсем ненадолго, для ребенка уже счастье. Это только кажется, что он ничего не воспринимает. Мой сын был невербальным, вот сейчас только-только начинает общаться – и вдруг он мне говорит: «Мама, а помнишь…» – и я понимаю, что то давнее впечатление в нем живо и что все было не впустую».

Спектакль: новая старая сказка

10 июня состоялось представление «Сказки Лукоморья». Оно обычно состоит из трех частей – «О попе и работнике его Балде», «О царе Салтане», «О золотой рыбке» – и длится час. Но, чтобы не утомлять детей, абсолютное большинство которых пришли в театр впервые, решили выбрать одну сказку и остановились все-таки на «Золотой рыбке» (а не на «Сказке о попе…»), потому что она, как сказала сотрудник ТЮЗа и координатор мероприятия Наталья Смирнова, «самая короткая и тихая». Ее продолжительность – 16 минут, а с учетом некоторого понижения темпа, она заняла около 25 минут.

У входа в театр, на лестнице, в зале и даже в туалете – словом, на протяжении всего маршрута – специалисты из «Паруса надежды» развесили карточки с рисунками, объясняющими, как себя вести: соблюдать тишину, не бегать по лестнице и т.д. Никаких неожиданностей во время спектакля не было, лишь несколько вскриков, да еще один юный зритель все-таки выбежал на сцену. В остальном все шло как обычно, даже смеялись и аплодировали дети ровно в те моменты, где это предполагалось. Особенный успех имела смешная рыбка в золотых одеждах, которая являлась все из того же сундука. По словам Дины Чирковой, спектакль получился несколько иной, чем обычно, но ничуть не хуже, потому что актеры творчески подошли к своей задаче и нашли новый, выразительный рисунок для роли. Например, старуха, которая была груба, сварлива и много кричала, превратилась в зануду и вредину, а скоморохи стали «вкрадчивыми и чуть-чуть загадочными». Со спектакля почти не выходили, только одна мама с уже взрослым сыном лет 19-ти покинули зал, но вскоре вернулись. После представления детям разрешили заглянуть в знаменитый сундук и убедиться, что золотой рыбки в нем нет.

В холле перед зрительным залом была устроена зона сенсорной разгрузки. Расставили закрытые с трех сторон полосатые палатки, где лежали маты, стояли кресла-мешки и игрушки. Детей эта комната сильно интересовала до и после спектакля, но во время самого спектакля она никому не понадобилась. Сотрудники «Паруса» дежурили на лестнице, в зале и зоне сенсорной разгрузки. Дети узнавали своих педагогов, психологов, очень им радовались, и все это вместе создавало доброжелательную и веселую атмосферу. Татьяна Васильконова вспоминает, что после спектакля один мальчик – по-видимому, с синдромом Аспергера – рассказывал журналистке о своих впечатлениях. «А моему сыну очень важно, чтобы было «как у других», поэтому он тоже захотел с тетей пообщаться, хоть и говорит неважно. Но она – молодец, подыграла ему, и мой ребенок остался страшно доволен: и спектакль посмотрел, и интервью дал»,– смеется Татьяна.

После спектакля: что дальше?

«Администрация ТЮЗа предложила нам дальнейшее сотрудничество, мы договорились обсудить специальные показы, а кроме того, наши дети получили приглашение приходить и на обычные представления, поскольку теперь все в этом театре будут им очень рады», –¬ говорит Жанна Ушакова из Фонда «Выход» в Воронеже. Организатор мероприятия со стороны ТЮЗа Наталья Смирнова довольна результатом и очень воодушевлена. Она предложила постепенно увеличивать продолжительность спектаклей, чтобы зрители обживались в театральном пространстве и привыкали к полноформатному детскому представлению. «У нас на Малой сцене идет «Кощей Бессмертный», он длится час, – говорит она. – Может быть, дети со временем смогут и этот спектакль досмотреть до конца. В главный зал вместе с другими детьми им пока рано, но там тоже можно что-то придумать. Например есть отдельная ложа, их можно посадить туда. Если дети с аутизмом смогут смотреть спектакли вместе со всеми – вот это будет победа».

Конкретных планов на ближайшие спектакли пока нет, тем более что скоро наступает сезонный перерыв и в здании будет ремонт. «Но меня очень порадовало, что сотрудники театра высказали большой интерес к нашим карточкам, – говорит Чиркова. – Я объяснила им, что есть нормотипичные, но гиперактивные дети, которым тоже бывает трудно на чем-то сосредоточиться. Им такие рисованные инструкции могут очень помочь. Мы даже придумали, как вписать их в интерьер, так что, после ремонта они, возможно, появятся в театре уже навсегда». Татьяна Васильконова, хоть и призналась, что участие в тренинге оказалось для нее неожиданным, сказала, что все прошло прекрасно. «Я надеюсь, что таких мероприятий у нас в Воронеже будет еще много, и я готова в них участвовать. Наш первый тренинг был несколько спонтанным, но мы научимся, а для этого мне потребуются методические разработки Фонда. Надо создавать инклюзивную среду для наших детей».

Фонд «Выход» благодарит:

Весь персонал Воронежского ТЮЗа, и лично заведующую Литературной частью Татьяну Бондаренко, а также главного администратора Наталью Смирнову.

РЦ «Парус надежды», и лично заместителя директора Наталью Корыстину, также – традиционно – директора Ирину Петрову.

Психолога-волонтера Дину Чиркову и маму мальчика с РАС Татьяну Васильконову, которые провели тренинг.

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png