Три ключевых стратегии по развитию устной речи

Источник: Lovaas Institute

 

autism-vocalization

 

Одна из главных задач первого года поведенческой терапии при аутизме — это развитие речи ребенка. В рамках поведенческого подхода основную роль в обучении речи играет развитие функциональной коммуникации с помощью обучения просьбам. (Смотрите статью «Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами?»). Однако есть и другие ключевые стратегии, которые помогают преимущественно невербальным детям улучшить навыки устной речи. Вот три примера таких стратегий:

1. Связка ЛЮБОГО звука, который издает ребенок, с поощрением. Некоторые родители постоянно носят с собой пакет или сумочку, наполненные любимыми лакомствами и игрушками ребенка. Как только ребенок начинает спонтанно лепетать, то родители подбегают к ребенку и награждают его своим вниманием, похвалой или даже игрушками и лакомствами. В результате, ребенок начинает чаще вокализировать, произносить различные звуки и слоги в течение дня. Для детей, которые вокализируют очень редко, любой звук является возможностью для обучения, и поощрение каждого звука — это способ увеличить его частоту.

2. Связка поощрения с одним определенным звуком. Исследования показали, что когда звуки связываются с определенным поощрением, ребенок с большей вероятностью воспроизводит этот звук в дальнейшем. Например, для одного трехлетнего мальчика звук «иииии» связали с катанием с горки. Ребенку помогали съехать с горки пять или десять раз подряд, каждый раз при этом инструктор говорил «иииии». Через неделю мальчик начал говорить «иииии» в течение дня уже спонтанно.

3. Акцент на развитие имитации. Во-первых, необходимо убедиться, что ребенок может имитировать движения крупной моторики вслед за взрослым (например, подпрыгнуть, похлопать в ладоши, подтолкнуть игрушечную машинку). Такие движения проще отличать друг от друга и проще подсказывать ребенку во время их выполнения. Затем, необходимо сосредоточиться на более сложной двигательной имитации (например, соединить два пальца, оттопырить большие пальцы и так далее). Это требует наблюдения за менее заметными движениями, а также навыков мелкой моторики. Следующий этап — оральная/лицевая имитация (например, открыть рот, моргнуть, высунуть язык и так далее). Теперь ребенок учится следить за вашей оральной моторикой. Наконец, издайте звук во время движения полостью рта, которое ребенок уже умеет имитировать (например, откройте рот и скажите «ааааа», сожмите губы и скажите «ммммм» и так далее). Такой постепенный прогресс позволяет добиться плавного перехода к устной речи, в то время как если требовать от ребенка, чтобы он сказал «ооо», чтобы попросить сок, вместо жеста, то ему может быть трудно сделать такой переход.

У каждого ребенка возникают свои трудности во время обучения. Для многих детей одна из самых главных проблем — это обучение речи. В хорошей поведенческой программе ребенка не будет использоваться только одна стратегия для развития речи, вместо этого применяется широкий спектр стратегий, соответствующих индивидуальным потребностям ребенка, и это лишь примеры возможных методов.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png