Травля ребенка (буллинг) в школе: что объяснить ребенку

Автор: Келли Принц / Kelley Prince
Источник: Bcotb.com

 

 

Уже скоро дети будут возвращаться в школу с каникул, и все родители должны готовить им школьную форму и письменные принадлежности, но не менее важно снабдить детей подходящими социальными навыками для того, чтобы иметь дело со своими ровесниками. Количество случаев травли в школах неуклонно растет, и очень важно, чтобы те дети, у которых диагностирован аутизм, знали, что такое травля («буллинг»), и понимали, когда над ними начинают издеваться.

Предварительные результаты исследования Университета Бонда, США, показали, что 4 из 5 детей с аутизмом страдают от издевательств со стороны сверстников. Проблема в том, что социальные навыки таких детей ниже возрастной нормы, а потому им сложно распознавать враждебные жесты и мимику и понимать сарказм. Кроме того, у таких детей могут быть трудности с коммуникацией. Поэтому даже если они понимают, что над ними издеваются, они могут оказаться не в состоянии сообщить об этом учителям или родителям.

Кроме того, исследование показало, что в большинстве случаев травля в отношении детей с аутизмом не замечается до тех пор, пока не доходит до физического насилия. Это говорит о том, что педагоги и другие сотрудник школ обязательно должна проходить дополнительное обучение по распознаванию ранних этапов травли.

Важно обучать не только сотрудников школ, но и детей с аутизмом. Важные социальные навыки для детей с РАС – это умение определить, что над тобой издеваются и уведомить об этом взрослых. Для этого можно использовать одну из 3 стратегий (или же комбинацию всех трех):

1. Социальные истории – это короткие истории, которые описывают ситуацию с точки зрения ребенка, а также определяют подходящее для такой ситуации поведение. Цель социальной истории – помочь ребенку понять то или иное событие и ожидания от него. Это, в свою очередь, влияет на его поведение в подобной ситуации. Например, социальная история про травлю может включать такой текст: «Когда дети в школе обзывают меня, например, говорят мне «тупой» или «тормоз», это называется травля. Если это происходит, я сразу же расскажу об этом учительнице. Если меня трогают так, как мне не нравится, это тоже травля. Например, это травля, если меня толкают, бьют или пинают. Я сразу же расскажу учительнице о том, что это происходит со мной». (Также смотрите: «Как учить детей с аутизмом с помощью социальных историй»).

2. Стратегии с проигрыванием по ролям. Другая техника для обучения ребенка тому, что такое травля – это проигрывание ситуации по ролям. Для этого можно проигрывать конкретные социальные сценарии с помощью ролевой игры. Дети с аутизмом, как правило, хорошо обучаются с помощью готовых сценариев, и для них это может быть прекрасной помощью в распознавании поведения тех, кто издевается над другими, и в том, как поговорить об этом со взрослыми. Родители или другие близкие ребенка могут объяснить ему, какое поведение говорит о том, что другой ребенок над ним издевается, а потом они могут проиграть с ним такую ситуацию по ролям. Затем ребенок может попрактиковаться в том, как он может сообщить взрослому о произошедшем. Вы можете меняться ролями, чтобы ребенок смог посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

3. Видеомоделирование. Наконец, можно использовать видеомоделирование – когда нужное поведение или навык записывается на видео в качестве модели. Родители могут снять видео о том, как другие люди проигрывают ситуации травли, а потом показать это видео своему ребенку с аутизмом. Видео также может использоваться как материал для обсуждения, а также как способ определить признаки травли. Например, жертва буллинга на видео может рассказывать о ситуации взрослому. Исследования показывают, что видеомоделирование – это очень эффективный метод обучения в начальных и средних классах школы, который также может применяться в старших классах и в домашних условиях. (Также смотрите: «Как обучать ребенка с аутизмом с помощью видео»).

Борьба с травлей в школе

В заключение, важно еще раз подчеркнуть, что 4 из 5 детей с аутизмом становятся жертвами буллинга, и в большинстве случаев ситуация игнорируется до тех пор, пока не доходит до физического насилия. Для решения проблемы необходимо дополнительное обучение сотрудников школ, а также мы обязательно должны учить детей распознавать признаки травли и рассказывать о ней взрослым.

Также смотрите:

Личный опыт. Исцеление от травли в школе

Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом

Аутизм и психологическая травма

Аутизм и травля на рабочем месте

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg