Родители и президент Фонда «Выход» обсудят образование детей с аутизмом с Департаментом образования города Москвы

 

IMG_0197

 

В пятницу, 24 апреля, президент Фонда «Выход» Авдотья Смирнова и родители детей с РАС, представляющие общественную организацию РОО «Контакт», встретятся с представителями Департамента образования г. Москвы. Тема встречи — создание в московских образовательных учреждениях ресурсных классов, которые помогут детям с РАС и другими ментальными нарушениями постепенно включаться в учебу и в полноценную школьную жизнь.

Негде учиться — вот одна главных проблем для детей с РАС. Только в Москве более 6 тыс. из них не имеют возможности посещать детский сад и школу: у них нет необходимых навыков восприятия информации и общения со сверстниками, им трудно находиться в коллективе. В обретении этих навыков как раз и помогают ресурсные классы. Это отдельные школьные помещения, где ученики с РАС и другими ментальными нарушениями могут заниматься по индивидуальным программам, составленным с учетом их потребностей и возможностей. Часть учебного времени дети проводят в ресурсных классах, часть — в обычных. В идеале количество часов в ресурсном классе должно постепенно сокращаться, а в регулярном классе — становиться больше. Не исключено, что в итоге ребенок с РАС будет готов постоянно заниматься вместе с другими детьми. Однако торопиться никто не станет, и решение о степени включения ученика в работу обычного класса учителя ресурсного и регулярного классов будут принимать совместно.

Несмотря на то, что успешный опыт ресурсного класса, где работа построена на основе поведенческих подходов, уже имеется в трех московских школах, воспроизводить его всякий раз очень непросто. Вопросов возникает сразу множество. Где искать специалистов? Как найти финансирование? Как мотивировать директора создавать в школе особые условия? Поиск решений сегодня почти полностью ложится на плечи родителей. Родителям нужно объединиться в группу, чтобы найти доброжелательную и готовую к сотрудничеству школу, решить финансово-административные вопросы, отыскать координатора, который отвечал бы за коррекционно-методическую составляющую, а также обучить тьюторов и ассистентов.

«Это, конечно, неправильно, — уверена педагог-психолог Анастасия Козорез, которая окончила курс по прикладному анализу поведения и вот уже 15 лет работает в московском Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. — Родители не должны делать революций в образовании своих детей, они должны их поддерживать и помогать им учиться. Но сегодня дело обстоит так, что без пробивной силы родителей и их организаторских способностей дети с разнообразными формами РАС сплошь и рядом находятся на домашнем обучении без всякой перспективы выйти в общество».

И родители, действительно, объединяются в поисках возможностей для ресурсных классов. По словам исполнительного директора Фонда «Выход» Галии Сейтовой, зимой 2015 года в Фонд обратились пять групп родителей с просьбой профинансировать ресурсные классы. Годовой бюджет одного класса — около 6 млн рублей. Ясно, что без помощи государства здесь никак не обойтись. Фонд предложил родителям объединиться и написать коллективный запрос в Департамент образования г. Москвы. Так при организационном участии Фонда появился запрос на реализацию проекта «Инклюзивная молекула», в котором прописаны условия создания и функционирования ресурсных классов и служб психолого-педагогической поддержки, рассказано, как должен быть устроен ресурсный класс и дана карта, на которую нанесены учебные заведения, где руководство ОУ готово к сотрудничеству. Проект был поддержан Московской городской ассоциацией родителей детей инвалидов — МГАРДИ, а руководитель МГАРДИ Юлия Камал лично представляла «Инклюзивную молекулу» на встрече с Департаментом образования г. Москва во время образовательного салона.

Консультантом при формировании запроса родителей у ДОГМ выступила Елена Клочко — председатель Координационного совета по делам инвалидов при ОП РФ.

В рамках «Инклюзивной молекулы» Фонд «Выход» при сотрудничестве с МГППУ и Институтом проблем инклюзивного образования также разработал документ «Обучение детей с РАС», в где собраны ответы на вопросы, которые обычно задают директора школ при обсуждении возможности создания ресурсных классов: какие особенности есть у детей с РАС, почему им нужна общеобразовательная школа, а не коррекционная, есть ли от инклюзивного образования польза обычным детям и многие другие.

Оба эти документа были представлены на Московском международном салоне образования (ММСО), который проходил с 15 по 18 апреля. По словам Юлии Радионовой, представляющей инициативную группу «Инклюзивной молекулы» мероприятии, интерес к разработкам был очень большой, а документ «Обучение детей с РАС» разошелся в 300 экземплярах. В документ будут добавляться новые вопросы-ответы, и он будет опубликован в том числе, на сайте Фонда. Но самым важным результатом участия проекта «Инклюзивная молекула» в ММСО стало то, что Департамент образования г. Москвы пригласил его инициаторов на встречу 24 апреля. Есть надежда, что родителям и благотворительным фондам все-таки не придется самостоятельно совершать педагогическую революцию по внедрению ресурсных классов как одного из форматов инклюзивного образования для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Им в этом поможет государство.

О результатах мы вам обязательно сообщим.

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png