Ребенок с аутизмом перестал пользоваться столовыми приборами

Источник: Autism Speaks

 

utensils01

 

«У моего сына аутизм, и первые четыре года он совсем не ел сам. После очень долгой терапии он начал есть и даже пользоваться вилкой и ложкой. Затем, в возрасте пяти лет, он стал отказываться от столовых приборов. Сейчас ему 7 лет, и он даже мороженое ест пальцами. Можете что-нибудь посоветовать?»

На вопрос отвечает детский медицинский психолог Элизабет Пуллиам из детской больницы при Университете Арканзаса (США).

Спасибо за ваш вопрос. Вы далеко не одиноки. Хотя у многих детей возникают проблемы с питанием и приемом пищи, они особенно распространены среди детей с аутизмом, и у них они часто приобретают крайний характер.

Многие родители обращаются в нашу клинику с вопросами о том, как и когда учить детей есть самостоятельно, в том числе, как поддержать социально приемлемое использование столовых приборов.
Есть очень много аспектов, которые мы учитываем, помогая детям добиться успеха. Ниже приводятся некоторые из этих аспектов и стратегий, которые могут помочь вашему сыну.

Почему возникла утрата навыков?

К сожалению, очень часто дети с особенностями развития теряют новые навыки в период изменений или стресса, или же просто потому, что им проще делать все по-старому. Точно так же, некоторые дети, которые научились пользоваться столовыми приборами, начинают есть пальцами, если они сильно проголодались или спешат. В конце концов, так можно запихнуть в рот больше еды, причем, гораздо быстрее.

Кроме того, многие дети с аутизмом возвращаются к более простым способам что-то делать, если новый навык больше не поощряется так же сильно, как и раньше. Скорее всего, это и произошло с вашим сыном — раньше навык усиленно поощрялся его поведенческим терапевтом, но потом поощрение исчезло.

Поведенческие и сенсорные особенности, которые следует учитывать

Многие дети в спектре аутизма предпочитают рутину и однообразие. Так что еда пальцами может быть проще для вашего сына не только потому, что она требует меньше двигательных навыков, но и потому, что она кажется ему более знакомой и естественной. Так что когда вы пытаетесь снова ввести столовые приборы, то предсказуемо вы встречаете сопротивление с его стороны.

Также нужно учесть, что по мере взросления, большинство детей хотят быть все более независимыми в своей повседневной жизни. Это может включать и прием пищи. Часто мы наблюдаем детей, которые все больше настаивают на том, что и как есть, и сопротивляются указаниям взрослых. Эта потребность в независимости сама по себе прекрасна, но, понятно, что она может осложнить возвращение к столовым приборам.

Кроме того, в возвращении вашего сына к еде руками могут играть роль сенсорные особенности. У многих детей с аутизмом возникают проблемы с тем, как еда ощущается у них во рту. Из осторожности они могут ощупывать ее пальцами. Столовые приборы могут мешать исследовать еду на ощупь.

Наконец, многим детям в спектре аутизма трудно усваивать вежливое поведение, в том числе манеры поведения за столом. Это не значит, что мы не должны учить их хорошим манерам. Это крайне важные навыки для независимости и социализации вашего сына в будущем. Однако нехватка осознания социальных норм затрудняет развитие навыков приема пищи.

Рекомендации, которые могут помочь

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые из возможных проблем, которые могут быть у вашего сына, рассмотрим несколько стратегий, которые могут помочь.

Игры со столовыми приборами

Знакомство (или повторное знакомство) со столовыми приборами лучше начинать во время приятной игры.

— Поощряйте сына играть с ложками и емкостями разного размера: можно наполнять, выливать и размешивать в емкостях материалы самой разной консистенции. Например, можно так играть с водой, пюре, крупой или песком.

— Другой вариант — поощрять использование столовых приборов во время воображаемой игры с игрушечной посудой. Например, можно кормить из ложки куклу или другую игрушку.

— Можно играть с пластилином, разрезая, накалывая и перекладывая его с помощью пластмассовых столовых приборов.

Видеомоделирование

Видеомоделирование — это еще один хороший способ обучать навыкам и поощрять их использование у детей с аутизмом. Попробуйте сделать видео, как кто-то ест столовыми приборами. Звездой вашего фильма можете стать вы сами, брат, сестра или кто-то из друзей сына. Убедитесь, что снимаете видео достаточно близко, и ваш сын четко видит, как вы берете столовый прибор, как вы правильно держите его, как вы пользуетесь им, чтобы взять еду и положить ее себе в рот. Полезно преувеличивать все эти движения, когда вы моделируете их для видео.

Снимите несколько достойных «кусочков» как с ложкой, так и с вилкой. Затем посмотрите это видео несколько раз вместе с сыном за столом, непосредственно перед едой.

Побуждайте использовать столовые приборы во время приема пищи

Сядьте рядом с ребенком и ешьте вместе с ним, моделируя правильное использование столовых приборов. Хвалите его за любые усилия, если он имитирует вас и пытается использовать ложку или вилку. Вот несколько конкретных стратегий, которые, по моему опыту, могут быть полезны:

— Убедитесь, что у вашего сына устойчивый и комфортный стул за обеденным столом. При необходимости, положите что-нибудь на сидение, чтобы поверхность стола находилась между его грудью и пупком. Поставьте маленькую табуретку около его стула, чтобы ему было на что поставить ноги. Так у него будет комфортное положение тела, и ему будет проще тянуться за едой или подносить ее ко рту столовым прибором.

— Убедитесь, что ложка, вилка и тарелка подходят вашему сыну по размеру. Для того, чтобы сделать процесс более приятным для ребенка, подумайте о посуде, украшенной в соответствии с его интересами (например, машины, динозавры).

— Я рекомендую металлические приборы с удобными пластиковыми ручками. Пластиковые и резиновые ручки проще взять в руку, в то время как металлом проще разрезать кусочек еды.

— Сядьте рядом с вашим сыном во время еды и моделируйте, как вы хотите, чтобы он использовал столовые приборы. Как и во время съемки видео, замедляйте и подчеркивайте свои движения, чтобы выделить каждый шаг по использованию столового прибора.

— Если сын категорически отказывается есть столовым прибором, побуждайте его хотя бы держать ложку или вилку в руке, когда он ест пальцами другой руки. Дайте ему понять, что он может использовать столовые приборы, чтобы играть со своей едой. (Чтобы разводить меньше грязи, лучше положить немного еды в глубокую тарелку).

— Попробуйте предложить ребенку густые или липкие блюда, которые ему нравятся. Их проще есть ложкой.

— Для использования вилки предлагайте любимые блюда ребенка кусочками, которые легко насадить на вилку и легко жевать. Это могут быть кубики из овощей или мягких видов мяса, фруктов или выпечки.

Используйте награды и похвалу для закрепления успеха

Как мы уже говорили ранее, похвала и маленькие награды важны для того, чтобы поддержать прогресс вашего сына. Наградой может быть маленькая игрушка или любимое занятие. Также в качестве поощрения можно использовать жетоны — магниты на железной поверхности, стикеры или специальные отметки на бумаге. Можно давать один жетон за каждый, даже самый маленький успех. И если ребенок соберет определенное количество жетонов, то он получит большой приз.

Например, положите ложку рядом с тарелкой вашего сына и поощряйте его взять ее и держать, пока он ест, независимо от того пользуется он ею или нет. Когда он дотронется ложкой до еды тут же хвалите его с большим энтузиазмом и дайте ему жетон. Можно отпраздновать событие, выдув мыльные пузыри. В общем, вы поняли.

Следующим шагом для вашего сына может быть съесть содержимое ложки. Снова, предложите похвалу и награду, может быть, жетон за каждую попытку положить в рот еду с помощью ложки. Ничего, если первые попытки будут не совсем удачные.

Если ваш сын отказывается от столового прибора и продолжает есть пальцами, попробуйте мягко, то настойчиво вложить прибор обратно в его руку, и
положите свою руку сверху, чтобы направлять его в нужном направлении и помогать поднести еду ко рту. Каждый раз, когда он проглатывает еду, предлагайте похвалу и жетон.

В конце приема пищи подсчитайте его жетоны и позвольте ему «обналичить» их и получить приз, например, интересную игрушку, видеоигру или любимое занятие с вами.

Лучше начинать с небольшого количества жетонов и постепенно увеличивать его, чтобы вашему сыну приходилось больше работать, чтобы получить награду. Запаситесь терпением. Маленькие шаги позволяют пройти большой путь, хотя иногда для этого потребуются недели или даже месяцы.

Я надеюсь, что эта информация окажется полезной. Если вашему сыну понадобится дополнительная помощь, я рекомендую обратиться к поведенческому терапевту, который сможет разработать индивидуальный план, соответствующий особенностям вашего сына и вашей семьи.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png