Пять поведенческих рекомендаций для педагогов детей с аутизмом

Автор: Винсент ЛаМарка / Vincent LaMarca
Источник: Lovaas Institute
 

 

Teacher

 

Однажды я выступал с необычайно продуманным и очень информативным обзором по стратегиям и принципам прикладного анализа поведения (ABA), которые часто используются для обучения детей с аутизмом. Однако один из учителей в зале спустил меня с небес на землю вопросом: «У меня нет ни времени, ни возможности получать степень по ABA, но мне нравится многое из того, о чем говорится в вашей презентации. Если опустить всю теорию, не могли бы вы дать 5 практических и конкретных советов, которые помогут ребенку лучше учиться в школе?» И вот что я ему тогда ответил.

1. Во время обучения награждайте ребенка за приложенные усилия, а не за окончание задания.

Это противоречит традиционному подходу к обучению. Обычно в школах занятие заканчивается, когда ребенок его завершает. Однако хотя научиться завершению дел очень важно, многие дети не обращают внимание на качество своей работы. Очень часто ребенок кое-как дописывает упражнения в прописях, доделывает поделки, не обращая внимания на цвет или вырезание по линии, после чего получает подкрепление за то, что закончил что-то делать (работа ведь закончена!)

Вместо этого, давайте попробуем придумать, как награждать ребенка за его реальные усилия. Например, каждый раз, когда ребенок правильно пишет одну букву в прописи, приклеивайте к этой букве звездочку. Когда у ребенка будет 8 звезд, можно завершить упражнение по письму. Возможно, в результате ребенку будет достаточно написать только одну строчку, либо написать два листа упражнений вместо одного. Если ребенок вышел за линию при вырезании, уберите этот лист и дайте ему другую фигуру, чтобы вырезать. Конечно, при этом нужно учитывать многие другие факторы — достаточно ли часто вы подсказываете ребенку, трудно ли ему выполнить это задание и так далее. Однако очень важно постоянно поощрять качество работы, вместо того, чтобы постоянно поощрять само ее выполнение.

2. Не надо слишком сильно полагаться на подсказки картинками.

Хотя визуальные подсказки могут быть очень полезны во многих обстоятельствах, они не являются ответом на все проблемы. Многие дети могут научиться следовать школьному расписанию, подражая другим детям, или даже благодаря помощи других детей. Такие стратегии требуют больше планирования и подготовки, но они связаны с дополнительными плюсами, например, они учат ребенка имитировать и обращать внимание на сверстников. Очень часто визуальные подсказки применяются для уменьшения нежелательного поведения (например, картинка человечка, прижимающего малец к губам, напоминает ребенку, что нужно сидеть тихо во время урока). Такие подсказки могут указать ребенку, что делать, но их недостаточно для уменьшения нежелательного поведения, их нельзя даже назвать основным элементом. Нужно много времени, чтобы определить функцию поведения, какие факторы до и после поведения нужно изменить, какому новому навыку нужно учить ребенка. Если решение поведенческой проблемы сводится к простой картинке, то будьте осторожны! Вероятно, нужно проанализировать какие-то другие факторы.

3. Перестаньте говорить ребенку, что делать, вместо этого показывайте или помогайте ему.

Очень часто, когда у ребенка возникают трудности с задачей, учитель подходит и повторяет инструкцию или даже перефразирует вопрос. Проблема в том, что понимание устной речи — это проблема большинства детей с аутизмом, так что не стоит полагаться на нее, чтобы объяснить новый материал или задание. Например, одному ребенку сказали отметить на графике, сколько у него кубиков разного цвета. Ребенок не приступил к работе, так что учительница подошла к нему, чтобы помочь. Она снова повторила инструкцию и начала задавать ему вопросы вроде: «Сколько у тебя красных кубиков? Где на графике цифра пять? Найди красный карандаш. Теперь закрась эту цифру». Хотя ребенок выполнял каждую из этих инструкций, он нуждался в постоянной помощи взрослого, чтобы продолжать работу. Ситуация изменилась, когда взрослый начал моделировать для него, что делать. Она указала на следующий набор кубиков и начала считать «один, два…» Ребенок сосчитал остальные кубики. Учительница взяла карандаш и поставила в графике точки, повторяя счет. Затем она дала ребенку карандаш и сказала: «Раскрась». Ребенок закрасил нужные квадраты. После демонстрации всей процедуры взрослому больше не нужно было помогать ребенку, который полностью самостоятельно сделал график для следующего цвета. Дети скорее научатся, когда что-то делают, чем когда слушают устные объяснения.

4. Считайте отсутствие реакции ребенка неудачей и делайте все возможное, чтобы этого избежать.

Очень часто учителя снова и снова повторяют вопрос, если ребенок не отвечает, после чего просто прекращают попытки. Это вполне понятно. Часто кажется, что другого выхода нет. В конце концов, а что вам делать, если вы поздоровались, а ребенок не сказал вам в ответ «привет»? Однако в каждом таком случае вы учите ребенка, что вас можно игнорировать. В поведенческой терапии считается, что ребенок должен быть успешен не менее чем в 80% случаев. Это значит, что если ребенок проигнорировал вопрос один раз, то в следующих четырех случаях он должен на этот вопрос ответить. Как же этого добиться? Один из способов — правильное использование подсказок. Например, если учитель спросил ребенка, что нарисовано на картинке, а ребенок не ответил на вопрос, то учитель должен повторить вопрос и тут же начать отвечать: «Чере…» Учитель даже может подсказать весь ответ целиком: «Кто на картинке? Черепаха». Может быть, ребенок и не смог сам назвать, кто на картинке, но он смог узнать кое-что еще более важное — если ему задают вопрос, ему придется на него ответить. А если ребенок все равно ничего не говорит? Значит нужно изменить формат ответа. Например, не просите сказать, кто на картинке, скажите ребенку: «Покажи черепаху». Опять же, ребенку необходимы подсказки, чтобы гарантировать, что он правильно ответит в 80-100% случаев. Учителя, которые начинают упрощать вопросы, меняют требования к ребенку и начинают чаще подсказывать, часто бывают поражены, когда их «безответный» ученик неожиданно делает большие успехи.

5. Повторяйте пройденное снова и снова.

Дети с аутизмом нуждаются не только в систематическом обучении навыкам, очень часто они нуждаются в систематическом повторении пройденных навыков. Повторение навыка не только помогает его сохранить, оно также поддерживает мотивацию ребенка, так как у него всегда есть возможность поработать над простыми для него задачами, а не только над новыми и сложными. Повторение пройденного должно планироваться и постепенно уменьшаться (и только тогда, когда ребенок продолжает демонстрировать навык). Например, если ребенок научился различать монеты разного достоинства, он должен поначалу практиковаться различении монет, как минимум, три раза в неделю. Если он продолжает правильно отвечать, то можно повторять монеты один или два раза в неделю, потом через неделю, а потом раз в месяц. Конечно, некоторые навыки ребенок будет осваивать быстрее, чем другие, и время между повторением пройденного тоже может увеличиваться быстрее.

Оглядываясь назад, я понимаю, что не упомянул о многих очень важных темах, в том числе, определении уместных поощрений, сборе данных и так далее, но с практической точки зрения я перечислил пять рекомендаций, которые может использовать любой педагог, получая отличные результаты.

 

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png