Почему поведенческая программа «перестала работать»?

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

 

Недавно я работал с мамой, которая использовала визуальный таймер, чтобы помочь своему сыну понять, когда пора готовиться ко сну. Наш план состоял в том, что каждый вечер, когда сын играет, она будет устанавливать таймер, будет показывать сыну таймер и будет помогать ему проговаривать, сколько минут еще осталось. В дальнейшем сын должен был научиться сам сообщать маме, что таймер сработал. Первые две недели план работал идеально. Мальчик наблюдал за тем, как заканчивается время, сам приносил таймер маме, когда он срабатывал, а потом они вместе приступали к приготовлениям ко сну. В результате, мы смогли избавиться от истерик каждый раз, когда нужно было прерывать игру и готовиться ко сну.

Месяц спустя я снова встретился с мамой для консультации, и она сообщила мне, что таймер больше не работает. Мы начали обсуждать ситуацию, и я понял, что мама больше не соблюдает первоначальный поведенческий план в точности. Это является очень распространенной проблемой. После того как сын стал настолько успешен, она перестала использовать таймер каждый раз. Потом, уже после того, как у сына начиналось проблемное поведение, она доставала таймер. В итоге, она начала использовать таймер в качестве реакции на нежелательное поведение, и он перестал быть постоянным инструментом для подготовки ко сну.

Это типичный случай процедурального отклонения – происходит неосознанное и незапланированное отклонение от процедуры, которая была предусмотрена изначально. Процедуральные отклонения допускают не только родители, но и тьюторы, учителя и другие специалисты. Важно понимать, что такие отклонения являются очень распространенной проблемой, и что нужно вовремя скорректировать их.

Вот несколько пунктов, о которых важно помнить, прежде чем начинать поведенческое вмешательство:

– Во-первых, каждый план по коррекции поведения должен заранее включать план по тому, как именно это вмешательство будет уменьшаться. В приведенном выше примере таймер был подходящим инструментом для ребенка, которому на тот момент было 4 года. Но не может же он всю жизнь полагаться на такой таймер! Нужно заранее прописать критерии того, что новый поведенческий навык был успешно освоен, и конкретные шаги по уменьшению вмешательства.

– Важно, чтобы все участники понимали смысл проактивных стратегий по коррекции поведения. Таймер был вмешательством на основе предшествующего фактора. Другими словами, окружающая среда менялась заранее таким образом, чтобы проблемное поведение не возникало, и ребенок мог получить поощрение и быть успешным. Вмешательства в предшествующие факторы по определению должны быть часть обычного распорядка дня, они НЕ должны применяться тогда, когда проблемное поведение уже началось. В этом случае, это уже не изменение предшествующего фактора.

– Если применять такой инструмент как таймер только после появления проблемного поведения, то у ребенка может развиться негативная реакция на этот инструмент. В результате, проблемное поведение только усилится.

– Важно заранее продумать, как вы будете обучать всех людей, которые будут применять вмешательство, правильным шагам и напоминать им о них. Например, вы можете снять видео с моделью вмешательства для родителей (или других взрослых). Вы можете напоминать им просматривать это видео каждую пару дней. Или вы можете распечатать описание шагов вмешательства для тьюторов и педагогов, повесить это описание на очень видное место в кабинете и регулярно напоминать перечитывать эти шаги.

– Наконец, мы должны помнить о том, что пара хороших дней подряд без проблемного поведения не означают, что проблема была решена. Именно поэтому так важен первый пункт выше. Для того, чтобы научить ребенка альтернативному поведению, у него должно быть очень много возможностей для успеха.

В итоге, мы смогли восстановить процедуру с этой мамой и вернуть прошлый успех. Мы также решили распечатать и повесить на стене шаги для вмешательства, чтобы у мамы была возможность вспомнить их в течение дня.

Тем не менее, в других случаях может потребоваться уже новое вмешательство с другими инструментами. Главное, всегда прояснять шаги вмешательства и сохранять эти шаги, даже если проблемное поведение исчезло.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg