Первая встреча школьного учителя и ученика с аутизмом: как ее провести?

 

greetingchild

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это нарушения развития, которые влияют на социальное и коммуникативное развитие человека. Кроме того, люди с РАС проявляются ограниченный и повторяющийся репертуар интересов и поведения. Поскольку РАС встречается у одного человека из 88, существует очень большая вероятность, что абсолютно любой учитель встретит хотя одного ученика с РАС за свою карьеру.

Хотя информированность о РАС за последние годы очень возросла, первая встреча с учеником, у которого диагностировано такое расстройство, может стать источником тревоги учителей (не говоря уже о самом ученике!) Вот несколько стратегий, основанных на моем личном опыте работы с учениками с РАС:

Подготовка ученика до первого учебного дня

Существует большая вероятность, что вам будет заранее известно о том, что ученик с РАС присоединиться к вашему классу. Вот что вы можете сделать по этому поводу:

1. Соберите как можно больше информации! Информацию о детях можно узнать у медицинских работников, сотрудников прежней школы ребенка и его родителей. В первую очередь, постарайтесь узнать, какие факторы могут спровоцировать у него приступы тревожности и проблемное поведение.

Вопросы, которые стоит задать: О чем ему нравится разговаривать? Чего он боится? Ему комфортнее общаться с мужчиной или с женщиной? Насколько у него развита речь? Существуют ли цвета, звуки и запахи, которые он не переносит?

2. Сфотографируйте здание вашей школы, столовую, ваш класс, себя самого и, если это возможно, других учеников класса. Передайте эти фотографии родителям или нынешним педагогам ребенка и попросите показать их ребенку и объяснить, что это место, где он очень скоро будет учиться. Это поможет ребенку морально подготовится к новой школе и уменьшит, если и не предотвратит, вызванную этим тревожность.

3. Пригласите ребенка с родителями в школу еще до его официального перевода. Если ребенок переходит в другой класс той же школе, то отдельно пригласите его с родителями в ваш класс. Проведите индивидуальную встречу с ребенком, чтобы помочь ему привыкнуть к вам и к помещению класса.

4. Объясните ребенку КОНКРЕТНЫЕ ожидания от него в классе. Напечатайте правила поведения в классе и дайте копию правил ребенку с собой, повесьте список этих правил в самом классе.

5. Если это возможно, предоставьте родителям учебные планы по предметам на весь год. Будет полезно, если родители смогут заранее объяснять ребенку, какую тему будут разбирать на занятиях в течение этой недели/месяца.

6. Сделайте ежедневное расписание учебного дня, в картинках или письменное. Ученики с РАС предпочитают предсказуемую и неизменную рутину. О любых изменениях, касающихся уроков, учителей или внешкольных занятий нужно заранее сообщать ребенку.

7. Подготовьте ваш класс. Выделите отдельную парту для ребенка. Разрешите ему самостоятельно украсить парту или положить на нее предметы, которые помогут ему почувствовать хотя бы частичный контроль над окружающей средой.

Во время первой встречи

Постарайтесь не пить кофе и не использовать парфюм. Это может прозвучать нелепо, но некоторые ученики с РАС чрезвычайно чувствительны к определенным запахам. Кофе или парфюмерия относятся к тому, что вы можете контролировать, чтобы уменьшить тревожность ребенка.

Если ребенок может говорить, но никак не реагирует на вас при первой встрече, то постарайтесь оказаться с ним на одном физическом уровне. Другими словами, если он сидит, то присядьте на стул пониже, чтобы ваши с ним глаза оказались на одном уровне. Если он лег на пол, то сядьте на пол. Помогите ему почувствовать себя как можно комфортнее.

Позвольте ребенку рассказывать вам про Человека-паука, «Звездные войны» или другую интересующую его тему. Вербальные люди с РАС склонны говорить о своих интересах долго и очень страстно. Позвольте ребенку это сделать, и это поможет ему почувствовать себя комфортно в вашем обществе.

Правило десяти секунд. Некоторым людям с РАС нужно дополнительное время, чтобы понять информацию, особенно во время разговоров. Подождите хотя бы 10 секунд, а затем повторите вопрос, на который не было ответа.

Вот и все! Удачи!


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png