Переход от учебы к работе для аутичных молодых людей

Автор: Темпл Грандин / Temple Grandin
Источник: Indiana Institute on Disability and Community
Перевод: Владислав Тушканов
 

 

students-meet-temple-grandin

 

Посетив множество конференций, на которых поднимались вопросы аутизма, я часто слышала об аутистах, которые успешно оканчивали школу и даже получали высшее образование, но не могли после этого устроиться на работу. Некоторые аутисты становятся «вечными студентами», потому что им нравится эмоциональная стимуляция, которую предоставляет университет. Многие способные люди с расстройствами аутистического спектра называют университетские дни самыми счастливыми в своей жизни (Szatmari et al., 1989).

Я хотела бы обратить внимание на важность плавного перехода от получения образования к началу трудовой деятельности. В настоящее время я занимаюсь разработкой оборудования для животноводческих хозяйств, и за этим стоит старая детская фиксация, которую я использовала как мотивацию, чтобы стать экспертом по уходу за скотом. Созданное мною оборудование используется во всех крупнейших животноводческих хозяйствах. Кроме того, я подтолкнула представителей этой отрасли к осознанию важности гуманного отношения к животным. Когда я училась в университете, я посещала местные фермы и скотобойни. Так я смогла узнать многое об этой отрасли.

Подобно мне, многие успешные люди с аутизмом выбирали свой карьерный путь, исходя из своих старых фиксаций. Для меня было большой удачей познакомиться с Томом Рорером, управляющим на местной скотобойне «Свифт», и Тедом Гилбертом, начальником одной из ферм. Они разрешали мне еженедельно посещать свои предприятия и, признавая мои способности, были готовы мириться с моими странностями. Они стали для меня наставниками и сыграли важную роль в моей жизни. Педагоги детей-аутистов должны искать подобных наставников в сфере бизнеса. Получая в Аризонском университете степень магистра (я защитила магистерскую диссертацию на тему обращения со скотом и разработке специализированных стойл), я одновременно с этим была внештатным журналистом животноводческого журнала «Аризона Фармер Ранчмен», что помогло мне получить дополнительные глубокие знания о животноводстве.

Следующим шагом стало получение первой работы в большой компании, занимавшейся постройкой животноводческих ферм. Эмиль Винниски, менеджер по строительству, обратил внимание на мои способности к проектированию. Он также стал для меня наставником, но уже в социальном плане, заставив меня соблюдать определенные социальные нормы, поручив своим секретарям пойти со мной в магазин купить приличную одежду и достаточно прямо заявив мне, что мне придется соблюдать кое-какие правила гигиены, например, пользоваться дезодорантом. Поначалу я презирала его за это, но сегодня я понимаю, что он очень мне помог. Мне пришлось измениться. Поэтому мне было очень интересно прочитать в одной из работ Каннера о том, что отличает аутистов, которые смогли успешно приспособиться к жизни в обществе: «В отличие от большинства прочих детей-аутистов, они с неудовольствием осознают свои особенности и прилагают сознательные усилия для того, чтобы достичь изменений» (Kanner et al. 1972).

Эмиль и сам был довольно странным парнем, возможно, поэтому он и нанял меня. Однако через полгода после того, как я получила работу, его уволили. Я продолжала работать, но примерно через год тоже ушла из компании, когда руководство хотело втянуть меня в весьма сомнительные дела. Зато за время работы я научилась черчению у Дэви, замечательного чертежника, скромного и замкнутого человека, рисовавшего потрясающие рисунки. Мы с ним сразу поладили. Имея контакты, которыми я обзавелась за время работы в компании, я начала работать инженером-фрилансером. Я открыла свою фирму, в которой оказывала и консультационные услуги, и проектировочные. Способных людей уважают, поэтому довольно скоро обо мне стали говорить как об эксперте. Хотя бизнес развивался медленно, у меня было достаточно денег, чтобы мне не приходилось работать в «Макдоналдсе», чтобы платить по счетам.

Фриланс помог многим людям с расстройствами аутистического спектра стать успешными и реализовать свои таланты. Он также помогает избежать некоторых проблем социального характера, связанных с работой в офисе: я получаю задание, выполняю его и ухожу с предприятия, не успев оказаться в какой-нибудь неприятной ситуации. Среди аутистов много программистов-фрилансеров, кроме того, поскольку многие люди с аутизмом имеют абсолютный музыкальный слух, художественные таланты и хорошо ладят с техникой, им прекрасно подходят такие профессии, как настройщик фортепиано, дизайнер или автомеханик, которые также подразумевают возможность работать на себя.

 

Недостаток понимания

 

Скоро я стала известным в Аризоне специалистом в своей области, но попала в неприятности из-за сложностей в общении. Я доставила много неприятностей и Тому Рореру. Я не понимала, что такое гордость, и что для многих она была важнее, чем процветание компании. Я наивно полагала, что все сотрудники «Свифта» всегда действуют исключительно исходя из интересов работодателя. Мне казалось, что если я буду действовать в интересах компании, я буду вознаграждена. Другие инженеры презирали меня. Иногда они устанавливали оборудование неправильно, но никогда не обращались ко мне за советом. Им не хотелось, чтобы какая-то зануда со странностями вроде меня им указывала.

Я поставила Тома Рорера в неловкое положение, написав президенту компании письмо о неправильной установке оборудования, которое привело к тому, что пострадали животные. Президент был очень расстроен, что я обнаружила недостатки в работе его компании. Я думала, что ему понравится, что я сообщила ему об этом факте, но вместо этого он почувствовал угрозу с моей стороны. Технически, я была права. Социально — нет. Он попросил Тома избавиться от меня. К счастью, Тому удалось сохранить за мной место.

Шли годы, и я училась быть более тактичной и дипломатичной. Научилась не обращаться к вышестоящему начальству, не заручившись разрешением непосредственного руководства. На своем опыте я научилась избегать ситуаций, в которых меня могли бы эксплуатировать или мои работодатели могли почувствовать себя некомфортно. Я училась дипломатизму в общении, читая о международных переговорах и используя их в качестве модели.

Освоить саму профессию несложно. Зато многим аутистам знакомы проблемы, возникающие из-за социальных аспектов работы. Многие аутисты ожидают, что все окружающие — хорошие люди, и то, что некоторые люди плохие и могут пытаться их использовать, становится тяжелым прозрением, но каждому аутисту, который хочет жить независимо, приходится через это пройти. Люди с аутизмом, работающие на производстве, должны работать бок о бок с людьми, которые обучены тому, как можно помочь аутисту, и что такое аутизм вообще. Аутисты, занимающиеся умственным трудом, могут избежать проблем, сконцентрировавшись на работе. Один аутист, пять лет успешно работавший в лаборатории, оказался в неприятной ситуации, отправившись выпить с коллегами. В результате, его уволили. Чтобы не попасть впросак, я общаюсь со своими клиентами исключительно по делу. Если я попытаюсь заигрывать или пойду на свидание с кем-нибудь из сотрудников компаний, с которыми я работаю, это приведет только к лишним проблемам.

 

Исследования среди повзрослевших аутистов

 

Было проведено два больших исследования, в которых изучались успешно социализировавшиеся взрослые аутисты. Сатмари и др. (1989) описали шесть взрослых аутистов, получивших высшее образование и живущих самостоятельно. Один из них стал «вечным студентом» (у аутистов есть тенденция становиться «вечными студентами», потому что вузы сочетают интеллектуальную стимуляцию с упорядоченным режимом), остальные пять нашли работу.

Два участника исследования Сатмари нашли себя в торговле, еще двое работают в библиотеке. Пятый стал репетитором по физике. Эта работа хороша тем, что для нее не нужно работать в коллективе, кроме того, аутисты часто хорошо справляются с преподаванием того, в чем они хорошо разбираются. Джейсон Атли из Кентукки, например, стал скаутом-орлом — высшее «звание» в детской скаутской организации — и был очень популярен среди других детей, потому что он учил их завязывать узлы. Преподавание и торговля подразумевают общение с другими людьми, но это общение, как правило, однонаправленное, при котором аутисту нужно изложить необходимую информацию, но от него не требуется понимания всех тонкостей социальных взаимодействий.

Каннер и др. (1972) описали девять случаев удачной адаптации людей с аутизмом. Из них пять имели работу: кассир в банке, химик-лаборант, рабочий на экспериментальной сельскохозяйственной станции, бухгалтер и сотрудник библиотеки. Один из них уволился с работы из-за проблем с общением в коллективе, те же, кто преуспел, занимали места, не требующие сложных социальных взаимодействий. Общение кассира в банке с клиентами подразумевает простые повторяющиеся операции.

Девушка-лаборант в химической лаборатории, перед тем, как получить эту работу, была медсестрой. Ее неспособность быть гибкой обернулась катастрофой. Прочитав в учебнике, что мать должна кормить ребенка грудью двадцать минут, она по истечении этого времени резко отбирала детей у кормящих их в родильном отделении матерей. Это приводило женщин в ярость. После этого она пошла работать в лабораторию, где коллеги по достоинству могли оценить ее познания в химии. Человек, работающий бухгалтером, был уволен с предыдущего места работы после того, как его назначили на руководящую должность. Я знаю еще об одном печальном случае, связанном с повышением сотрудника-аутиста. Чертежник, многие годы успешно трудившийся в архитектурном бюро, был уволен, когда его повысили, и его новая должность стала подразумевать общение с клиентами, чего не случилось бы, продолжай он заниматься черчением.

Однако, несмотря на подобные случаи, мы видим, что переход от учебы к работе не является для аутиста непреодолимым препятствием, и многие с ним успешно справляются. При этом следует учитывать следующие факторы:

1. Плавный переход к работе — первое знакомство с трудовой деятельностью должно случиться еще во время учебы.

2. Поддержка со стороны работодателя — родители и педагоги должны помочь человеку с аутизмом найти работодателя, который будет готов поддержать такого сотрудинка.

3. Наставники — аутистам, особенно с высоким интеллектом, нужен наставник, который сможет поддержать и помочь в освоении социальных навыков. Лучше всего, если у него с аутистом будут общие интересы.

4. Просвещение работодателей и коллег — работодатели и коллеги должны знать, что такое аутизм, чтобы быть способными поддерживать аутистов. Они должны понимать, что сложные социальные взаимодействия даются аутистам с трудом, и помогать им избегать подобных ситуаций, чтобы те не потеряли работу.

5. Фриланс — фриланс для аутиста, обладающего узкими навыками в компьютерной сфере (программирование), музыке (настройка пианино) или рисовании, часто является лучшим способом зарабатывать на жизнь. Однако аутисту требуется кто-то, кто поможет ему в самом начале и, возможно, будет просвещать клиентов об аутизме.

6. Создание портфолио — аутистов ценят за их навыки, а не личность. Свои работы следует объединить в портфолио: художник может сделать ксерокопию своих картин, программист — демонстрационный диск. Портфолио должно представляться специалистам в соответствующих отделах компаний. Поскольку аутистам нелегко бывает пройти интервью, отделов кадров лучше избегать, в то время как профессионалы по достоинству оценят ваши способности — именно так я и получала работу.

 

Ссылки

 

Kanner, L., Rodriguez, A., and Ashenden, B. (1972). How far can autistic children go in matters of social adaptation? Journal of Autism and Childhood Schizophrenia (Новое название: Journal of Autism and Developmental Disorders), 2: 9-33.

Szatmari, P., Bartolucci, G., Bond, S., and Rich, S. (1989). A follow-up study of high functioning autistic children. Journal of Autism and Developmental Disorders, 19: 213-225.

Revised February, 1996. An earlier version of this article appeared in The Advocate, Summer, 1992.

Спасибо Владиславу Тушканову за перевод.
 

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png