Не понятна цель поведения? Спросите ребенка!

Автор: Деб Лич / Deb Leach
Источник: Bringing ABA

 

child-screaming

 

При работе с проблемным поведением людей с РАС первый шаг всегда — определение функции, которую выполняет поведение. Основная причина, по которой мы должны определить функцию проблемного поведения, в том, что мы должны научить ребенка замещающим навыкам, которые будут выполнять ту же функцию, но более приемлемым образом.

Есть множество инструментов, которые позволяют педагогам и поведенческим аналитикам провести функциональный анализ и определить функцию проблемного поведения. Для этого они, как правило, интервьюируют родителей и других специалистов. Они проводят наблюдение и записывают, что произошло до поведения, и что произошло сразу же после поведения. Они собирают данные о том, когда и где поведение происходит чаще всего и с наибольшей вероятностью. И если они действительно поднаторели в функциональном анализе, то они могут даже менять переменные в окружающей среде, чтобы протестировать гипотезу о функции поведения.

Однако часто из виду упускается еще один эффективный способ для определения функции нежелательного поведения — спросить ребенка, почему он или она прибегает к данному поведению. Вы будете удивлены, как много можно узнать о проблемном поведении ученика, если просто спросить.

Один мальчик из средних классов очень часто плакал в школе, что было нежелательным поведением, поскольку из-за этого другие дети его сторонились. Вместо того, чтобы тут же начать проводить полноценный анализ поведения его учительница спросила, почему он так часто плачет. Душераздирающим голосом он ответил: «Я просто все время о чем-нибудь беспокоюсь».

Так что всего за несколько секунд учительница определила, что он плачет не для того, чтобы привлечь внимание или избежать выполнения работы. Он плакал с целью регуляции своих эмоций — тревожности и страха. Так что… учительница ввела для него несколько методов эмоциональной регуляции, и его плач стремительно пошел на убыль.

Вы можете думать: «А что если дети не говорят?» В этих случаях иногда можно получить ответ с помощью альтернативной и вспомогательной коммуникации (при условии, что у ребенка есть эффективная система такой коммуникации). Однако в реальной жизни большинство невербальных детей не имеют настолько эффективных альтернативных средств. Тем не менее, даже в этих случаях иногда можно «спросить ученика» о смысле нежелательного поведения.

Несколько лет назад, я проводила обучение педагогов, и одна из участников, специалист по аутизму, привела отличный пример. Ее пригласила для консультации учительница, чей ученик с аутизмом регулярно убегал из класса. По словам учительницы, она уже «все перепробовала», чтобы остановить это поведение, но ничто не помогало.

Специалист по аутизму спросила: «А куда он пытается уйти?» (Умный вопрос!) Учительница ответила: «Понятия не имею. Мы просто задерживаем его как можно раньше и возвращаем в класс». Специалист по аутизму рекомендовала проследовать за ним и посмотреть, куда он идет, чтобы лучше понять функцию побегов. Оказалось, что он пытается попасть в комнату отдыха персонала, потому что из окна класса ему было видно, что туда направляется оператор, пополняющий запасы в торговом автомате с продуктами. Он хотел попасть в эту комнату, чтобы увидеть, как открывается автомат, и как туда закладываются новые продукты.

Опять же, оказалось, что ученик не пытался привлечь внимание или избежать работы — он хотел увидеть что-то очень для него интересное. Этот ученик был неспособен объяснить, почему он убегает, с помощью речи, но его поведение могло указать на причину. Решение проблемы побегов, в итоге, оказалось крайне простым: ученику разрешили заходить в комнату отдыха на несколько минут, когда должен был прибыть оператор автомата. Более того, он начал помогать оператору в пополнении продуктов в автомате, и это помогло отработать с ним некоторые навыки.

Вам может показаться, что это очень простое решение, и кто угодно мог бы до него додуматься. Однако вы не поверите, как часто я рассказываю эту историю педагогам на тренинге, и на вопрос, каким должно быть решение, они отвечают, что нужно было задернуть шторы в классе, чтобы ученик не видел, когда приезжает оператор!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png