«Не ограничение, а преимущество»

6 апреля в компании Mail.ru Group прошел круглый «Люди с аутизмом в цифровом мире: образование и профессия», где фонд «Выход» принял участие в качестве экспертного партнера. Кроме того, при поддержке фонда будет разработано онлайн-пособие, посвященное образованию людей с РАС в сфере IT.

Специалисты из Mail.ru Group уже создали программу обучения для подростков с аутизмом, которая сейчас функционирует в московском Технологическом колледже №21. Cтуденты осваивают основы HTML и умеют делать простую верстку веб-страниц. По итогам обучения они могут начать строить карьеру в IT – например, с позиции верстальщика веб-сайтов или тестировщика мобильных приложений.

«Очень хотелось бы, чтобы модель, аналогичная той, которую мы разработали на базе колледжа № 21, была заведена в других компаниях. Необходимо выстраивать связи между работодателями и теми, кто будет приходить в эту сферу», – сказала Ольга Августан из Mail.Ru Group. Первым шагом к масштабированию должна стать подготовка преподавателей в сфере программирования, которые будут знать, как взаимодействовать с людьми с РАС. Для этого необходимо онлайн-пособие. Авдотья Смирнова подчеркнула: то, что частная компания выстраивает пилотную модель по подготовке специалистов, – важный прецедент. «Вы должны помочь государству сделать то, что оно само сделать не может – расширить компетенции преподавателей, чтобы они смогли работать с людьми с РАС в сфере IT». Она добавила, что те профессии, которым обучают людей с РАС сегодня, – например, «переплетчик картонного переплета», – морально устарели и ведут не к социализации, а к сегрегации. Ее горячо поддержала Ольга Волкова, руководитель центра социальной адаптации и профессиональной переподготовки, заместитель директора Технологического колледжа №21. «К нам приходят дети, которые хотят работать на компьютере. Мы что, будем их картонажному делу учить? Брошюровщик, переплетчик, в лучшем случае оператор ЭВМ – вот профессии, которые мы вынуждены предлагать. Это все косность жуткая! Давайте объединяться и бороться за будущее для людей с РАС». Она добавила, что в индивидуальную программу реабилитации сплошь и рядом просто не прописывают образование в высших учебных заведениях: «В МСЭ сидят люди, живущие в прошлом веке».

На круглом столе выступили программисты из Mail.ru Group Андрей Иванов и Алексей Халайджи, которые рассказали о своих студентах и преподавательском опыте в колледже. Их пятеро, и, естественно, все они – совершенно разные: один любит работать в полном одиночестве, другой хочет, чтобы преподаватель все время был рядом, кто-то не пропускает ни одного дня, а кто-то ходит редко, но за 10 минут усваивает то, на что другим нужно два часа, и т.д. Но есть и общее. Например, «плохо заходят домашние задания», не даются обобщения (трудно объяснить, что на доске и на компьютере написано одно и то же), непонятны определенные организационные модели. «Программы по веб-разработке имеют иерархическую структуру, которая ребятам с аутизмом дается с трудом. Но уже за 6 месяцев нам удалось сформировать понятийный аппарат, который необходим для усвоения иерархии, а это необходимо не только для профессиональной деятельности, но и для обычной жизни», – отмечает Халайджи. Его коллега Андрей Иванов рассказал, что, по его наблюдениям, для успешной работы со студентами с РАС нужно начинать «с конца», сразу показывая результат. «Я сначала продемонстрировал им на мобильном телефоне приложение с графичным интерфейсом – это им сразу понравилось. А потом сказал, что мы будем учиться это делать».

Основные сложности, которые отметили преподаватели, – отсутствие технологических баз для расширения программы, недостаток кадров и методических материалов, поэтому кое-где приходится двигаться на ощупь. И все-таки они увлечены этой работой. «Мотивировать учащихся с РАС – это настоящий вызов для преподавателя, я развиваюсь вместе с ними», – сказал Алексей Халайджи.

Специально для круглого стола было записано приветствие главы экспертного совета фонда Елены Григоренко, которая подчеркнула, в частности, что людям с аутизмом, осваивающим профессии в сфере IT, нужна не облегченная программа, но социальная поддержка в ее освоении. Эта задача требует системного решения: необходимо государственное финансирование сопровождения людей с РАС в образовательном процессе. О необходимости системных изменений – в том числе, о внесении изменений во ФГОС с учетом вузовских образовательных потребностей людей с ментальными особенностями – говорила и директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова. Президент фонда «Выход в Белгороде» Наталья Злобина проиллюстрировала эту мысль на примере Володи – мальчика с аутизмом, который блестяще поступил в БелГУ, но не может там учиться. «Нагрузки, стресс, очень сильные переживания – все это не даст ему возможности получить высшее образование, а мы с вами не получим высокообразованного парня, потенциал которого сегодня во всем мире отмечают как особую ценность в сфере IT-технологий и других направлений». Злобина подчеркнула, что систему надо выстраивать таким образом, чтобы аутизм становился «не ограничением, а преимуществом».

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg