«Мой ребенок с аутизмом вас пугает?»

Автор: Карен Ванг / Karen Wang
Источник: Friendship Circle

 

karen

Карен Ванг вместе с сыном

 

Это случилось, когда я заклеивала конверты вместе с другими мамами из родительского комитета в средней школе моего старшего сына. Другие мамы расспрашивали меня про мое участие в начальной школе моего младшего, и одна женщина небрежно заметила: «Я слышала в той школе есть класс для аутистов, и от него одни проблемы. Аутичные дети кричат и пугают детей из других классов. Это неправильно. Им там не место».

Не могу сказать, что мне свойственно «побелеть от бешенства», но в тот момент я действительно побелела. Мне потребовалось несколько секунд, чтобы тихо взять себя в руки, в то время как остальные родители продолжали болтать: «А ты что думаешь, Карен? Ты слышала, чтобы эти дети кричали?»

Я ответила настолько спокойно, насколько смогла: «Да, по правде говоря, мой класс для дошкольников — соседний с классом для аутистов. Я знаю семьи этих детей, они живут в моем районе. Их дети имеют право посещать школу в своем собственном районе».

Я хотела бы сказать больше, но это все, что я смогла из себя выдавить. Теперь, когда у меня было время все обдумать, я поняла, что этот разговор возникает снова и снова, каждый раз, когда инклюзия детей с особенностями развития становится нормой. Мне кажется, что когда возникают подобные жалобы со стороны родителей, есть несколько возможных решений… и среди них нет отдельного класса в специальной школе, как предлагали некоторые.

Вот девять шагов, которые могут уменьшать страх перед учениками с инвалидностью. В случае необходимости, поделитесь ими с учителями, администрацией школы и родительским комитетом.

1. Позитивное отношение к различиям между учениками

Разнообразное общество включает людей разных рас, национальностей, религий, социоэкономического статуса и возможностей здоровья. Принятие этого факта — это ключ построению общества, в котором люди поддерживают друг друга.

2. Школьные уроки о конкретных видах инвалидности и медицинских заболеваниях

Если в школе есть отдельный класс для учеников с определенным видом инвалидности, то школьный психолог, дефектолог или другой специалист может провести краткую презентацию для остальных детей и ответить на их вопросы и страхи по поводу их соучеников. Ученики класса моего сына учатся рядом и пользуются одним туалетом с учениками с аутизмом, поэтому учительница класса для аутистов приходила в класс к моему сыну, чтобы объяснить особые потребности ее учеников.

3. Информирование родителей об инклюзии

Многие родители, которые выросли в 1970-х и 1980-х годах удивлены и смущены самим понятием инклюзии детей с инвалидностью. Сейчас инклюзивное образование не только считается «наилучшей практикой», федеральное законодательство обязывает учить большинство детей с особыми потребностями в «условиях наименьших ограничений». Школьная администрация может обсудить эту информацию во время встреч с представителями родительских комитетов и других встреч с родителями.

4. Создание сенсорно-дружелюбной обстановки

Не только ученики с особенностями развития устраивают истерики в школе или с трудом сохраняют спокойствие во время уроков. Сенсорно-дружелюбная обстановка в школе будет полезна для всех учеников. Например:

— Используйте естественное освещение настолько, насколько это только возможно.

— Минимизируйте отвлекающие факторы в школе.

— Предлагайте частые короткие перерывы для физической разминки и свежего воздуха.

— Предоставьте доступ к «ручной жвачке» и другим предметам, которыми можно манипулировать в руках, чтобы лучше сосредоточиться на уроке.

5. Поведенческая поддержка с помощью положительного подкрепления

Коррекция поведения с помощью положительного подкрепления основана на тридцати годах последовательных научных данных, собранных со всего мира. Вместо традиционной школьной дисциплины, основанной на наказаниях, философия положительной поведенческой поддержки звучит как «предотвращайте, учите, поощряйте». Учителя не обращают внимания на негативное поведение в школе, вместо этого они акцентируют внимание на примерах позитивного поведения и дружеского общения детей, поощряя его с помощью различных наград.

6. Функциональный анализ поведения

Если ученик или группа учеников продолжают мешать школьному распорядку, то необходим такой метод как функциональный анализ поведения. Команда, отвечающая за индивидуальные образовательные планы учеников, работает вместе, чтобы определить социальные, аффективные, когнитивные аспекты и факторы окружающей среды, которые мотивируют то или иное конкретное поведение. После этого команда разрабатывает план по уменьшению данного поведения.

7. Поддержка ровесниками друг друга

Когда учеников с типичным развитием объединяют в пары с учениками с инвалидностью, происходит нечто совершенно потрясающее. Дети преподают друг другу уроки жизни, которых не найти ни в одном учебнике. В начальной школе моего младшего сына более 40 учеников стали добровольцами одной такой программы — «Приятели-ровесники». В этой программе все они стали «приятелями» семи детей с аутизмом, которые учатся в их школе, есть даже лист ожидания для остальных желающих стать «приятелями». Для детей естественно проявлять любопытство по отношению друг к другу, и они искренне хотят проводить время с другими детьми. Есть много видов программ поддержки между ровесниками — «Приятели-ровесники», LINK, «Круг друзей». Эти программы доказали свою пользу для всех участников и продемонстрировали очень высокую эффективность.

8. Работайте с жалобами публично и прозрачно.

Больше всего меня беспокоит, что жалобы родителей были основаны на слухах и домыслах. Такие комментарии необходимо вытаскивать на свет и рассматривать их как есть. Один родитель отправился к суперинтенданту школьного округа с просьбой убрать класс аутистов из местной начальной школы. В ответ суперинтендант пришел на следующую встречу родительского комитета и объяснил историю программ специального образования школы.

9. Не будьте невидимкой.

Отстаивание интересов детей невозможно, пока вы остаетесь в тени. В первый же день в школе я всегда улыбаюсь и говорю учителям моих детей: «Теперь вам от меня не отделаться». Хотя время, которое я могу посвящать волонтерству в школе, ограничено, я делаю свое присутствие заметным. В прошлом году во время недели благодарности учителям, я преподнесла сотрудникам школы цветы. Я часто помогаю школьному библиотекарю и при этом всегда надеваю футболку с надписью «Спросите меня об аутизме». Когда начальная школа решила построить сенсорно-дружелюбную игровую площадку, я вызывалась помочь с написанием заявки на грант.

Публичное представительство своих детей — это противоядие от нетерпимости. Так что теперь я стала секретарем того родительского комитета.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png