Какие ошибки может допускать тьютор ребенка с аутизмом в школе?

Автор: Винс ЛаМарка / Vince LaMarca
Источник: Lovaas.com
 

school-aide

Когда Тайлер поступил в первый класс, его родители и учителя надеялись, что он сможет учиться в школе с минимальной поддержкой. Однако его родители настояли, что первоначально его будет сопровождать индивидуальный тьютор. Школьный персонал был против этой идеи, считая, что индивидуальный тьютор сделает учебную среду более ограничивающей, а им хотелось этого избежать. Его родители, в свою очередь, считали, что хотя разумно предполагать, что мальчик станет со временем учиться независимо, они не могут просто бросить его в новую учебную ситуацию без какой-либо поддержки. В этом случае они будут обрекать его на неудачу. В качестве компромисса ему предоставили индивидуального тьютора, но школа настояла, что это будет один из штатных тьюторов школы, а не нанятый инструктор, который работал с Тайлером по его программе на основе прикладного анализа поведения.

Два месяца спустя, школьные учителя были обеспокоены тем, что Тайлер начал зависеть от подсказок тьютора. Он не выполнял инструкций учителя, обращался с просьбами только к тьютору, и у него были проблемы в общении с одноклассниками. Однако случай с Тайлером не доказывает, что тьютор был изначально не нужен. Скорее речь идет о том, что даже для детей с большими шансами на успешное обучение в школьной среде, тьютор должен быть компетентен и знать стратегии, которые помогут ребенку стать более успешным и независимым.

Когда поведенческий консультант провел наблюдение за поведением Тайлера в школе, то он выявил пять распространенных ошибок тьютора, которые ведут к зависимости от подсказок или меньшей успешности в классе. Благодаря сотрудничеству поведенческого консультанта и школы было проведено дополнительное обучение его тьютора в данных областях.

Ошибка 1: Тьютор предоставляет вербальные подсказки в ситуациях, где ребенок должен научиться реагировать на подсказки в естественном окружении.

Пример: Во время занятия в кругу учитель говорит всем детям вернуться на свои места. Тайлер не двигается, и тьютор говорит ему вернуться на место.

Рекомендация: Тьютор должен подсказывать таким образом, чтобы его было настолько мало видно и слышно, насколько это возможно, особенно, когда ребенок учится реагировать на подсказки в естественных условиях. Тьютор должен стараться вести себя скорее как мим, а не как учитель.

Пример: Во время занятия в кругу учитель говорит всем детям вернуться на свои места. Тьютор немедленно начинает направлять Тайлера к месту, стоя позади него, и указывает туда, куда направляются другие дети.

Ошибка 2: Тьютор ждет, прежде чем дать подсказку в ситуациях, в которых ребенок уже продемонстрировал трудности ранее.

Пример: Учитель говорит всем достать учебник математики. Тьютор ждет, чтобы посмотреть, достанет ли Тайлер свой учебник (обычно он этого не делает). После того как другие дети уже достали свои учебники, а Тайлер нет, тьютор указывает ему на ящик в столе.

Рекомендация: За исключением случаев, когда тьютор уверен на 80-100%, что ребенок правильно отреагирует, он должен немедленно подсказать ему после инструкции учителя. Ожидание подсказки учит ребенка, что: «Если я не буду ничего делать, то мне помогут». Немедленные подсказки позволяют другим факторам окружающей среды (например, тому, что другие дети достают учебники) взять на себя решающую роль, когда тьютор начнет уменьшать подсказки.

Пример: Учитель говорит всем достать учебник математики. Тьютор немедленно стучит по спине ребенка, указывает на то, что делают другие дети, а затем направляет его руку к ящику в своей собственной парте. Подсказки постепенно уменьшаются, так что потом тьютор только стучит ребенка по спине и показывает на то, что делают другие дети. Затем тьютор просто стучит ребенка по спине. Наконец, тьютор время от времени задерживает подсказку, чтобы проверить, будет ли ребенок действовать самостоятельно, но возвращается к немедленным подсказкам, не позволяя ребенку быть неуспешным более чем в 20% случаев.

Ошибка 3: Тьютор подсказывает ребенку общаться с ровесниками, но никогда не подсказывает другим детям практические и специфические способы общения с ребенком.

Пример: На детской площадке Тайлер тут же бежит к качелям. Тьютор подсказывает ему пойти и поиграть несколько минут в салочки с другими детьми. После этого Тайлер возвращается к качелям.

Рекомендация: Попытаться заручиться помощью учеников, которые демонстрируют интерес к ребенку. В некоторых случаях тщательно спланированный разговор с учениками помогает им осознать, как они могут помочь ему стать частью их класса. В других обстоятельствах конкретных предложений со стороны тьютора может оказаться достаточно, чтобы увеличить успешное общение с ровесниками в школе. Когда ровесники понимают, как они могут успешно общаться с ребенком, то очень часто они начинают прикладывать немалые усилия, чтобы продолжать это общение. И когда ребенок обнаруживает, что он может успешно общаться с ровесниками во время игр, которые ему тоже нравятся, то очень часто он начинает сам инициировать общение и чаще отвечать другим детям.

Пример: На детской площадке Тайлер немедленно бежит к качелям. Тьютор подходит к двум детям, которые проявляли интерес к Тайлеру, и говорит: «Я думаю, что Тайлеру понравится тоже играть в салочки, но мне кажется, он не знает, что делать, чтобы играть с вами. Можете спросить его, хочет ли он с вами поиграть, и помочь ему убегать от того, кто салит?» Тьютор может предложить и более конкретные рекомендации для игры: «Возьмите его за руку, если он не бежит за вами».

Ошибка 4: Тьютору не удается систематически использовать доступные поощрения.

Пример: Зачастую Тайлер слишком много времени тратит на письменные работы. Он немедленно приступает к раскрашиванию картинок, но с другими письменными заданиями он тянет время. Тьютор позволяет ему начать, поскольку он независимо инициирует самостоятельную работу, но всегда все заканчивается тем, что после раскрашивания тьютор сидит рядом и постоянно направляет ребенка.

Рекомендация: Предпочитаемые занятия нужно использовать как поощрения за менее желанные занятия. Тьютор должен постоянно отвечать на вопросы: «Что нравится этому ребенку в школе?», «Что ему не нравится в школе?», «Как можно использовать то, что ему нравится, чтобы мотивировать его делать то, что ему сейчас не нравится?»

Пример: Когда Тайлеру дается три рабочих листа, тьютор немедленно садится рядом с ним и кладет лист с раскраской под другое задание. Тьютор объясняет, что сначала он должен выполнить первую работу (или какую-то ее часть), а потом он может заняться раскрашиванием. В случае необходимости тьютор подсказывает Тайлеру, что он должен продолжать работать над первым рабочим листом, а потом он будет награжден возможностью раскрашивать. С течением времени тьютор уменьшает какую-либо помощь Тайлеру и увеличивает объем работы, которую необходимо выполнить перед раскрашиванием.

Ошибка 5: Данные, которые фиксирует тьютор, избыточны и размыты, а не кратки и точны.

Пример: Тьютор Тайлера должен заполнять в конце учебного дня специальный лист о том, как Тайлер справлялся с каждым предметов в школе. В целом, комментарии тьютора выглядят примерно так: «Он отлично сегодня работал», «Сегодня ему было трудно», «Сегодня он часто отвлекался». Кроме того, тьютор заполняет форму по всем целям индивидуальной образовательной программы (ставя «да» и «нет» перед каждой целью). Тем не менее, оказалось сложным определить, есть ли у него прогресс по поставленным целям, связанным с его трудностями (например, «Тайлер будет отвечать на индивидуальные инструкции учителя, по крайней мере, в 80% случаев»), если тьютор просто пишет «да» или «нет» в конце дня.

Рекомендация: Выберите примерно 3 вида поведения, которые можно измерить, и в которых ребенок должен добиться прогресса, и немедленно записывайте информацию по ним, чтобы можно было установить тенденции и немедленно отреагировать на трудности.

Пример: Тьютора Тайлера попросили все время носить в кармане блокнот, в котором есть графы «следует индивидуальным инструкциям учителя» и «отвечает на комментарии или вопросы ровесника». Под каждой графой были два заголовка — «независимо» и «с подсказкой тьютора». Каждый раз, когда учитель давал Тайлеру индивидуальную инструкцию или с ним заговаривал ровесник, то тьютор делал пометку в соответствующей графе (в зависимости от того помогал он ребенку или нет). В конце дня тьютор вносил цифры (количество пометок для независимых действий и действий с подсказкой) в таблицу Excel. Такую информацию можно с легкостью представить в виде самых различных графиков или таблиц, чтобы продемонстрировать, есть ли у ребенка прогресс в данной области.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png