Как уменьшить помощь тьютора для школьника с аутизмом?

Автор: Винсент ЛаМарка / Vincent LaMarca
Источник: Lovaas Institute
 

fadingaide

Вот распространенный в школах миф: если у ребенка будет в школе тьютор, то он станет зависимым от постоянных подсказок. На самом деле исследования показывают прямо противоположную картину. Школьный тьютор помогает стать более независимым. Например, группы детей, которые добились наибольших успехов в исследованиях Ловааса 1987 года, Саллоуса 2005 года и Коэна 2006 года, начали посещать школу с тьютором, который также работал с ребенком в домашней программе. Эти тьюторы постепенно уменьшали свою помощь, так что в дальнейшем дети продолжали учиться в общеобразовательной школе уже самостоятельно.

Не все дети могут достигнуть того уровня, когда можно полностью отказаться от тьютора. Нужны постоянные мониторинг и оценка, чтобы найти верный баланс между предоставлением ребенку необходимой для успеха помощи и возможностями для большей независимости. Заранее запланировать уровень подсказок и их уменьшение чрезвычайно сложно, поскольку невозможно предусмотреть все возможные варианты развития событий. Тем не менее, за годы опыта я собрал несколько рекомендаций, которые доказали свою пользу, особенно в тех случаях, когда тьютору трудно решить, когда и где уменьшать помощь.

Подсказки и уменьшение подсказок — это искусство и наука одновременно. Будем надеяться, что эти предложения помогут вам отточить свои профессиональные суждения и зафиксировать подходящие данные, которые продемонстрируют, когда нужно уменьшать поддержку школьного тьютора.

 

Прежде чем уменьшать помощь со стороны тьютора

1. Запишите текущий уровень навыков ребенка в присутствии тьютора. Что хорошо получается у ребенка в присутствии тьютора? Вы можете описать это в свободном стиле ли по пунктам. Например, в отношении уроков труда вы можете сказать следующее:

  • Ребенок выполняет, по крайней мере, 50% от заданий, которые выполняют одноклассники, иногда с подсказками с помощью моделирования.
  • Во время урока ребенок демонстрирует самостимулирующие вокализации крайне редко или на уровне нуля.
  • Ребенок реагирует, когда учитель или ровесники обращаются непосредственно к нему.
  • Ребенок выполняет инструкции, данные классу, при периодической словесной подсказке «слушать учителя».

Такое описание или пункты напомнят нам, на что способен ребенок, когда тьютор сидит рядом и может подсказать в любой момент.

2. Определите, какие виды поведения потребуют немедленного вмешательства, даже если мы пытаемся уменьшить помощь со стороны тьютора. Например, тьютор должен немедленно вмешаться, если:

  • Ребенок ковыряется в носу.
  • Ребенок прыгает на стуле за партой.

Если вы позволяете больше независимости, то вы позволяете ребенку чаще совершать ошибки. Однако мы должны заранее прояснить, какое поведение или снижение навыков являются неприемлемыми.

3. Запишите базовую иерархию подсказок от наименее до наиболее выраженных (например, от минимальной подсказки, которую можно дать ребенку). В разных ситуациях одна подсказка может быть более выраженной, чем другая, но в целом прогресс означает, что вы переходите от наиболее выраженных подсказок к наименее выраженным. По моему опыту следующая иерархия подсказок встречается наиболее часто:

  • Обратить внимание/попросить ровесника или учителя помочь ребенку, при этом сам тьютор не вмешивается.
  • Идти перед ребенком как можно дальше от него, чтобы посмотреть ему в глаза/дать невербальную подсказку в случае необходимости.
  • Идти рядом с ребенком.
  • Похлопать ребенка по плечу.
  • Обратить внимание ребенка на ровесников или учителя.
  • Смоделировать для ребенка, что он должен сделать.
  • Физически направить ребенка.
  • Сказать ребенку, что надо делать.
  • Продолжительное время находиться рядом с ребенком, чтобы немедленно вмешаться.

 

Во время урока

4. Откажитесь от подсказок «от наибольшей к наименьшей» (чтобы обеспечить успешность ребенка). Вместо этого предоставляйте подсказки «от наименьшей к наибольшей» (предоставляйте ребенку возможность попробовать самостоятельно и, возможно, сделать ошибку и справиться с последствиями, получить помощь от других людей или разобраться без посторонней поддержки). В результате, успешность ребенка немного снизится.

5. Прежде чем подсказывать ребенку, досчитайте до 15. Позвольте ситуации разрешиться без вас.

6. Каждый день спрашивайте себя: «Был ли ребенок успешен в 80% случаев?» Если да, то вы ДОЛЖНЫ помогать ему завтра меньше.

 

После урока

7. Собирайте данные по тому, сколько подсказок вы даете, и насколько хорошо ребенок справляется самостоятельно. Некоторые потенциальные данные для сбора могут включать:

  • Сколько времени (5-минутных периодов) тьютор смог находиться как минимум в двух метрах от ребенка и вне его зоны видимости?
  • Сколько подсказок тьютор предоставил ребенку (если это проще зафиксировать).
  • Если тьютор не может отойти от ребенка на 5 минут, то какие подсказки он может уменьшить?
  • Какой общий процент успеха был у ребенка во время занятия? Полезный способ определить это — посмотреть на пункты начального уровня навыков, который описывался раньше. Примите начальный уровень за сто процентов и вычитайте фиксированные двадцать процентов за каждый навык, который ребенок не продемонстрировал во время занятия. Например, если он не продемонстрировал два нынешних навыка на уроке труда (ребенок не реагировал на ровесников, пока тьютор не подошел ближе, и ребенок выполнил лишь четверть работы, выполненной одноклассниками, вместо обычной для него половины), то вы должны вычесть сорок процентов. Базовый уровень успеха ребенка будет 60%. (Помните, если уровень составляет 80%, то тьютор ДОЛЖЕН помогать меньше на следующий день).

8. Не беспокойтесь о разнице в ежедневных данных, когда пытаетесь определить тенденции, так как уроки могут очень варьироваться день ото дня. Вместо этого анализируйте данные от недели к неделе, чтобы выявить постепенные улучшения.

9. Один или два раза в месяц заново оценивайте, в каких навыках нужно уменьшать вмешательство тьютора, что ребенок делает сейчас и насколько активно ему помогает тьютор.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png