Как учить ребенка с аутизмом говорить предложениями?

Источник: Let’s Talk

 

 

Когда надо переходить от отдельных слов к фразам

Когда пора обучать ребенка говорить предложениями, а не отдельными словами? Ответ зависит от конкретного ребенка и его особенностей, но, в целом, мы начинаем учить ребенка говорить комбинациями из двух слов, если ребенок активно употребляет не менее 50 слов в качестве просьбы (манд-реакции), если он может определить их на слух и называть соответствующие предметы (такт-реакция) без подсказок.

Принятие решения о том, когда и как учить ребенка комбинировать слова в фразы и предложения должно проходить с учетом навыков ребенка в настоящий момент. Например, сколько слов ребенок может повторить за вами? Может ли ребенок спонтанно повторить за вами длинное предложение? Ребенок может полностью самостоятельно, без каких-либо подсказок просить различные предметы или действия с помощью отдельных слов? Ребенок повторяет за вами 2 или более слов без каких-либо подсказок?

Некоторые дети с аутизмом без проблем повторяют целые предложения за взрослым, по просьбе или спонтанно. Эти дети используют предложения по принципу «вырезать и вставить», однако им сложно самостоятельно объединять отдельные слова, чтобы создать уникальные фразы.

При работе с такими детьми очень важно «делить» их предложения на составные части и учить их использовать «кусочки» для разных целей, постепенно учить их комбинировать два слова, а потом три и больше. При этом не забывайте поддерживать уже сформированные навыки и время от времени задавать им вопросы, на которые можно ответить только одним словом. Например, даже если ребенок может сказать «Я вижу маленький красный носок на полу», важно убедиться, что он может ответить на вопросы «Что это?» (носок), «Какого цвета носок?» (красного), «Где носок?» (на полу), «Какого размера носок?» (маленького). Кроме того, очень важно убедиться, что ребенок может использовать это предложение, чтобы назвать другие размеры и цвета носков на полу и в других местах.

Другие дети могут использовать отдельные слова для просьб или называния предметов без подсказок, но им крайне сложно объединять слова в фразы. У некоторых детей появляются проблемы с артикуляцией, если они пытаются сказать два или три слова сразу. Для таких детей важно очень медленно увеличивать длину их предложений, поскольку ребенку будет сложно правильно выговаривать все более длинные цепочки слов.

Как и в случае обучения любым другим навыкам, если у ребенка появляется нежелательное поведение с целью избежать задания, или если он перестал спонтанно обращаться с просьбами и называть предметы, вам нужно пересмотреть сложность задания и снизить ее. Очень важно не потерять уже достигнутый прогресс только потому, что мы начали слишком рано комбинировать слова!

Аграмматичная речь

Нужно ли учить детей всем грамматическим нюансам объединения слов вместе, или нормально, если ребенок будет говорить «телеграфной речью», не изменяя слова в соответствии с падежом, родом и так далее? Это очень распространенный вопрос, на который специалисты не дают единого ответа. Автор этой статьи считает, что нужно учитывать потребности и предыдущий опыт обучения каждого ребенка, равно как и его возраст.

Дети с типичным развитием часто начинают неправильно строить предложения, но постепенно учатся правильно менять окончания слов. Проблема в том, что при аутизме, если ребенок привыкнет говорить каким-то одним образом какую-то фразу, то изменить ее в дальнейшем будет крайне сложно! Для таких детей особенно важно сразу учить правильные грамматические формы. Личное правило автора статьи – если ребенок может повторить правильную фразу, то учите его говорить правильно, но не стоит слишком подчеркивать правильные окончания слов, если это мешает перейти к фразовой речи.

С другой стороны, если у ребенка есть серьезные проблемы с объединением слов в предложения, и при увеличении длины цепочки слов у него растут проблемы с артикуляцией, то бывает полезно закрыть глаза на «телеграфную» речь. Наша цель состоит в том, чтобы ребенок общался с помощью фраз как можно больше и чаще. Если ребенку удается передать смысл фразы даже с небольшим нарушением грамматики, то важно поддержать такую речь.

Например, допустим, что речь ребенка становится невнятной при артикуляции более четырех слогов. В этом случае может быть эффективнее, если он начнет обращаться с просьбами без предлогов, например, «читай золушку», а не «читай про золушку», потому что «про» в данном случае не добавляет смысла предложению, но может сбить артикуляцию ребенка.
Ключевой момент здесь в том, что важно исходить из того, что должен донести ребенок до собеседника, и нужно учить его, как это сделать, на основе его нынешних навыков.

Если вам приходится каждый раз подсказывать ребенку предложение, и он не начинает говорить всю фразу целиком спонтанно, то, возможно, на данный момент, это слишком сложная фраза для ребенка, и маловероятно, что он будет использовать ее функционально. Помните, что наша цель в том, чтобы в течение дня ребенок постоянно обращался к нам и сообщал, чего он хочет!

Когда вы подсказываете ребенку грамматически правильные предложения, помните, что ребенок может перенести новую форму слов во все ситуации. Если вы часто подсказываете слово с определенным окончанием, то ребенок может начать употреблять это окончание постоянно. Например, ребенок может не различать, в какой ситуации нужно говорить «ботинки», а в какой «ботинок». Важно следить за тем, чтобы у ребенка была возможность попрактиковаться в разных формах слов в разных условиях.

С чего начать обучение комбинациям слов?

Это еще одна область, в которой специалисты не пришли к общему мнению. Партингтон и Сандберг рекомендуют следовать естественному континууму развития речи и предлагают следующий порядок:

Существительное + существительное (одновременное использование двух хорошо освоенных слов для называния двух предметов – мяч, машина).

Существительное + глагол (мяч прыгает).

Прилагательное + существительное (большой мяч, маленькая машина).

Глагол + прилагательное + существительное (кати красный мяч)

Однако доктор Карбон предлагает другой порядок при обучении называнию:

Существительное + существительное (мяч и ботинок)

Глаголы

Существительное + служебная часть речи (вот мяч)

Существительное + глагол (мяч катится)

Прилагательные

Называть предмет, когда тебе сообщили его качество, функцию или класс

Называть качество, функцию или класс, когда тебе сообщили предмет

Прилагательное + существительное + глагол (белый медведь бежит)

Называть качества

Называть предметы с использованием служебных частей речи, качеств и глаголов (это красный мяч катится)

Использование двух качеств одновременно (это маленький красный мяч катится)

Если речь идет о просьбах, а не назывании, то доктор Карбон предлагает следующий порядок обучения:

Отдельные слова в качестве просьб для предметов, занятий и действий

Просьбы о действиях других людей

Просьбы со стандартными дополнениями («я хочу», «дай»)

Просьбы о том, чтобы другие прервали свою деятельность и помогли

Просьбы о внимании других людей

Просьбы об информации (вопросы кто, что, где, как, который и почему)

Просьбы о будущих событиях

Просьбы с использованием прилагательных, предлогов, наречий и местоимений

Техники для обучения комбинациям слов/формированию предложений

Перенос от просьбы к называнию

Один из способов обучения комбинации слов – это перенос навыка просьбы. Сначала ребенка просят пояснить его просьбу, а потом эта просьба переносится в называние.

Инструктор: Какой ты хочешь мяч?

Ребенок: Синий мяч.

Инструктор: Расскажи мне об этом.

Ребенок: (Это) синий мяч.

Построение комбинаций такт-реакций (называния)

Во время этой процедуры используются те речевые реакции, которые ребенок хорошо усвоил, чтобы «строить» из них все более длинные фразы.

Инструктор: Что мальчик делает?

Ребенок: Пинает (хорошо усвоенная реакция).

Инструктор: Что он пинает? (показывает на мяч)

Ребенок: Мяч (хорошо усвоенная реакция).

Инструктор: Правильно! Мальчик пинает мяч. Что происходит?

Ребенок: Мальчик пинает мяч (эхо-реакция).

Инструктор: Молодчина! Расскажи, что происходит? (отдельный блок переноса)

Ребенок: Мальчик пинает мяч. (ОГРОМНОЕ поощрение!)

Как только ребенок начнет регулярно использовать целые фразы для ответа, его можно будет учить даже более длинным комбинациям.

Инструктор: Что происходит?

Ребенок: Санки летят.

Инструктор: Какие санки?

Ребенок: Маленькие санки.

Инструктор: Куда они летят?

Ребенок: В небо.

Инструктор: Расскажи мне об этом.

Ребенок: Маленькие санки летят в небо.

Расширение фразы

Эта техника часто используется с типично развивающимися детьми, чтобы поощрять правильные фразы, а также добавлять дополнительное слово/фразу для называния события, происходящего в окружающей среде. Эта техника также может использоваться с детьми с аутизмом. Она особенно успешна с детьми, у которых есть очень развитые эхо-реакции (навыки повторения речи).

Ребенок: машина (показывает на изображение машины в книге)

Инструктор: Правильно! «Красная машина».

Ребенок: красная машина.

Для этой техники также можно использовать задание по типу «заполни паузу».

Инструктор: Что происходит?

Ребенок: Мама спит.

Инструктор: Правильно! Мама спит…

Ребенок: на кровати.

Инструктор: Правильно! Что происходит?

Ребенок: Мама спит на кровати.

Обусловленные комментарии

Когда ребенок научился формулировать комментарии по образцу ваших комментариев, можно учить его, как формулировать самые разные предложения. Можно начать с обучения таким простым просьбам:

Инструктор: Я хочу кошку (берет кошку).

Ребенок: Я хочу собаку (по подсказке, когда он берет собаку).

Позднее ребенка можно учить другим формулировкам:

Инструктор: У меня красный маркер.

Ребенок: У меня синий маркер.

На что важно обратить внимание при обучении

1. Продолжайте учить/поощрять ребенка говорить только одно слово, когда это уместно. Не забывайте делать шаг назад и проверять, что ребенок все еще использует отдельные слова, и что он может правильно отвечать на вопросы, требующие ответа из одного слова.

2. Учите ребенка, в каких именно ситуациях нужны комбинации из нескольких слов. Нам важно, чтобы ребенок использовал описания и уточнения, когда они действительно необходимы. Например, в саду сотня бабочек, но ребенок хочет, чтобы его мама посмотрела на одну конкретную бабочку. В этой ситуации фраза «Мама, посмотри на бабочку!» будет недостаточной. Нужно попросить маму посмотреть на определенную бабочку в определенном месте: «Мама, смотри, синяя бабочка на крыше!» С другой стороны, если в саду летает только одна бабочка, то предложение «Мама, смотри, оранжевая и черная бабочка на фиолетовом цветке!» прозвучит «странно», так как оно будет содержать избыточную информацию.

3. Предоставляйте поощрения за любые правильные комбинации слов, даже если вы ожидали другую фразу! Иногда взрослые сосредоточены на конкретной фразе, и они игнорируют то, что говорит ребенок. Например, если ваша цель учить комбинации «цвет + существительное», и вы спрашиваете ребенка, какую наклейку он хочет, то не забывайте предоставить поощрение за «блестящую наклейку!» и «наклейку с собачкой!» (Это может показаться слишком очевидным, но однажды я видела, как в такой ситуации начали процедуру коррекции).

4. Учите разным комбинациям разных слов, иначе ребенок начнет использовать только два слова вместе. Например, учите разным предметам с одним и тем же прилагательным (большой мяч, большой дом, большая рубашка, большие штаны), а также разным прилагательным с одним и тем же предметом (большая рубашка, синяя рубашка, полосатая рубашка, теплая рубашка).

5. Будьте осторожны – не требуйте слишком многого, иначе ребенок перестанет прилагать усилия. Я видела, как дети полностью прекращали обращаться с просьбами, когда их начинали учить комбинации слов – новые требования оказывались слишком тяжелы для ребенка. Например, если ребенок без каких-либо подсказок обращается с просьбами с помощью одного слова, но перестает это делать, или просьбы стали редкими, когда его начали учить добавлять прилагательное – сделайте шаг назад или поощряйте каждую просьбу отдельным словом и просто моделируйте для ребенка комбинацию слов, не требуя, чтобы он обязательно сказал два слова.

Ребенок: печенье

Инструктор: Какое?

Ребенок: большое

Инструктор: большое печенье! (дает ребенку печенье)

(Если ребенок начнет просить печенье только словом «большое», нужно давать ему печенье, только если он скажет слово «печенье»)

6. Некоторые специалисты рекомендуют увеличивать длину фразы за счет стандартных дополнений, например, «Я хочу». Это подходит некоторым детям, но если у ребенка есть проблемы с имитацией фраз, то лучше начать расширять фразу с помощью функционально значимых слов.

Также смотрите:

Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами

Как учить ребенка спонтанному называнию

Как учить не говорящего ребенка с аутизмом повторять звуки и слова

Как научить ребенка с аутизмом задавать вопросы

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg