Как учить ребенка поддерживать беседу?

Источник: Autism Awareness Centre

 

 

Во время праздничного ужина восьмилетний сын подробно объясняет своей тете, как собрать особенно сложный космический корабль Лего. Он не упускает ни одной детали, пока его тетя улыбается и кивает, поглядывая в сторону. Вы подходите и пытаетесь помочь ему обратить внимание на ее невербальные сигналы и завершить полностью односторонний разговор. Не добившись успеха, вы спрашиваете, не хочет ли тетя Энн попробовать вино и сыр в соседней комнате. «Я ведь так и не рассказал про двигатель», – ворчит ребенок.

Стандартная светская беседа может показаться нетрудной задачей, но только не людям, у которых есть проблемы с социальной коммуникацией. Диалог может превратиться в монолог, может перейти в неловкое молчание или смущение.

Если у вашего ребенка есть трудности с чужой точкой зрения (пониманием того, что чувствуют и думают другие люди), скорее всего, навыки поддержания разговора вызывают у него сложности. По мере практики ребенок может начать понимать, на какие темы люди хотят говорить, и по каким социальным «подсказкам» можно определить их интерес. Например, что нужно учитывать то, что уже известно про этого человека (например, дядя Дейв часто катается на лыжах), о чем этот человек говорил ранее (например, о своей собаке) или даже то, что человек носит (например, футболку со «Звездными войнами»). Однако сначала ребенку нужно как можно больше практиковаться дома или с людьми, которых он уже знает, и это повысит вероятность, что разговоры с малознакомыми людьми будут более успешны.

Семь советов по развитию навыков беседы у детей с аутизмом

Ниже приводятся советы и рекомендации о том, как можно помочь ребенку почувствовать себя комфортнее во время светских бесед:

1. Станьте «социальными шпионами». Находясь вне дома просите ребенка наблюдать за другими людьми и угадывать, что интересует того или иного человека, а также какова связь и взаимоотношения незнакомых людей друг с другом. Высказывайте свои предположения и поощряйте ребенка наблюдать и строить свои догадки. Умение обращать внимание на значимые детали в отношении других людей, станет залогом умения вести беседу в дальнейшем.

2. Заранее готовьте темы для бесед. Помогите ребенку составить список тем, которые можно затронуть в короткой беседе практически со всеми людьми. Например: погода, в какой школе ты учишься, где вы работаете, как ваши дела, новый питомец или спорт.

3. Карточки для практики в разговоре. Сделайте карточки с открытыми вопросами, например, «Какой у вас любимый фильм?» или «Как прошел ваш день?» Положите карточки в центр стола, а потом вытягивайте карточки по очереди с ребенком и задавайте друг другу вопросы. Подобная практика дома, если проводить ее регулярно, может облегчить беседу с незнакомыми или малознакомыми людьми.

4. Карточки для разговора во время семейных встреч. Люди разных поколений и родственники, которые не очень часто общаются, могут узнать друг друга лучше, если предложить им поиграть в такую игру с карточками. Например, можно спрашивать друг друга о любимом месте для отпуска, первом домашнем животном или любимых фильмах.

5. «Что, где, когда?» Вопросы типа что, кто, где, когда и почему, как правило, являются хорошим способом поддержать беседу. Вы можете сделать карточку или другую визуальную подсказку, чтобы напоминать ребенку задавать вопросы, которые начинаются с таких слов, и вы можете тренироваться в задавании вопросов во время семейных трапез.

6. Разговоры по соседству. Когда вы идете с ребенком погулять, постарайтесь подойти и поздороваться с людьми, которых вы знаете. Если вы говорите с соседями, попробуйте включить ребенка в разговор. Заранее подготовьтесь к таким беседам, подготовив вопросы, которые можно задать соседям, например: «Какие у вас планы на праздники?»

7. Разговоры в дороге. Некоторым детям нравится разговаривать в машине, когда не нужно смотреть в глаза или думать про язык тела. Используйте такие поездки, чтобы потренироваться в ведении беседы.

Когда до праздников осталось совсем немного времени, имеет смысл начать тренироваться с ребенком в навыках беседы, чтобы потом закрепить их в разговорах с родственниками и друзьями. Различные встречи и мероприятия в это время года – идеальный момент для практики таких навыков с самыми разными людьми, но при этом в безопасной обстановке.

Постепенно ребенок будет все больше и больше учитывать других людей во время беседы и сможет применять эти навыки не только на семейных встречах, но и в школе, на работе и где угодно еще.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg