Как превратить поход в магазин в урок для ребенка с аутизмом?

Автор:Кери Спенс / Keri Spence
Источник: Lovaas Institute
 

 

store

 

Я очень часто слышу от родителей жалобы на то, что у них просто физически нет времени на то, чтобы заниматься с ребенком. Так как же родители могут включить обучение ребенка в свой плотный график? Такое рутинное дело как поход в магазин за продуктами может стать прекрасной возможностью. Ниже приводится несколько таких идей, которые могут подойти ребенку, если он способен следовать простым устным инструкциям и уже доказал родителям, что он может выдержать короткий поход в магазин. Для выполнения этих заданий важно, чтобы ребенок уже умел следовать визуальным подсказкам.

 

Обучение работе со списком покупок

 

Сделайте визуальный список покупок, который ваш ребенок должен будет выполнить.

Во время подготовки к походу в магазин выберите и вырежете изображения 2-3 товаров из рекламных материалов вашего местного супермаркета, которые ваш ребенок сможет найти и взять сам.

1. Напишите или напечатайте короткий список покупок. Затем приклейте картинки из рекламы рядом с названием товара. Для повышения мотивации ребенка выберите то, что привлекательно или хорошо ему знакомо, например, бумажные тарелки и крендельки.

2. Повторение — мать учения. Поэтому ребенку может быть полезно работать с одним и тем же списком покупок во время нескольких походов в магазин, так что лучше сразу же сделать несколько копий вашего первого списка покупок.

3. Для повышения мотивации ребенка последним продуктом в списке укажите лакомство, которое ребенок очень сильно любит (например, леденцы, сок).

4. Можно расположить продукты в соответствии с тем порядком, в котором они лежат в вашем местном супермаркете.

Помогите ребенку найти каждый товар и положить его в тележку.

1. Решите, когда и как вы будете использовать этот список покупок. Вы можете выбрать из трех следующих стратегий: разрешить ребенку найти все продукты в списке в самом начале похода, или же в конце, либо вы можете помогать ему находить нужные товары по мере того, как вы выбираете товары сами, напоминая ему о списке, когда вы подходите к нужному отделу.

2. Каждый раз, когда ребенок находит нужный товар, активно поощряйте его похвалой.

3. Поначалу направляйте ребенка в правильный отдел магазина и просите его положить товар в тележку. Во время следующих походов в магазин постепенно уменьшайте уровень инструкций и подсказок.

По мере того как ребенок становится все более успешным в работе со списком, увеличивайте свои ожидания от него, но не забывайте хвалить его за усилия, демонстрируйте, как сильно вы им гордитесь.

1. По мере походов в магазин добавляйте в список новые товары.

2. Впоследствии список покупок может стать занятием, которое ребенок выполняет вместе с братом или сестрой, чтобы потренировать навык «моя очередь, твоя очередь».

 

Обучение ожиданию в очереди

 

Когда идете к кассе, напомните ребенку, что нужно подождать. Вы можете использовать визуальную подсказку с символическим изображением или словом «жди», напечатанным на карточке.

Если ваш ребенок понимает простую последовательность «Сначала Х, потом Y», то используйте этот инструмент для ожидания в очереди. Вы можете сделать визуальную подсказку «Сначала-потом» из заламинированного листа с двумя колонками. В первой колонке «сейчас» разместите символ или слово «жди», а во второй колонке «потом» будет изображение поощрения, которое ребенок получит после ожидания.

Возьмите с собой маленькие игрушки (тактильные мячики, светящиеся игрушки, игры, которые можно держать в руках), чтобы ребенку было чем заняться во время ожидания. Это также может отвлечь ребенка от каких-нибудь конфет, до которых лишь рукой подать! Если ребенок нуждается в том, чтобы его занятиями руководил взрослый, используйте то, что доступно в вашей тележке или у кассы.

1. Выберите журнал на стенде у кассы. Попросите ребенка найти или назвать что-то с обложки журнала. Вы можете попросить его назвать действия или эмоции людей на обложках.

2. Используйте эту возможность для повторения букв, дайте ребенку инструкцию: «Покажи А», или спросите: «Что это за буква?»

3. Если вы выбрали кулинарный журнал, попросите ребенка назвать блюдо на картинке и задайте простой вопрос про еду. Например: «Какое твое любимое блюдо?»

Попросите ребенка помочь вам выгрузить товары из тележки.

После успешного ожидания в очереди в кассу немедленно дайте ребенку его поощрение.

1. Поощрением может быть порция того, что вы только что купили в магазине.

2. Поначалу поощрения нужно давать ребенку часто (за каждые 1-2 минуты ожидания) или сразу же после оплаты покупок (а не в машине у магазина, например).

 

Обучение обращению с деньгами и оплате покупок

 

Тренируйте навыки обращения с деньгами, пока ждете в очереди.

1. Попросите ребенка определить или повторить названия монет и купюр.

2. Попросите ребенка определить ценность каждой монеты.

3. Посчитайте монеты/купюры.

Выберите один или два товара, за которые ваш ребенок заплатит сам.

1. В начале обучения первым шагом будет просто отдать деньги кассиру. Вы предоставляете ребенку возможность для взаимодействия с другим человеком, а заодно учите его ценности денег. Ребенок получает желаемый товар после того, как сам заплатил за него деньги.

2. Если ребенок уже владеет перечисленными выше навыками обращения с деньгами, то попросите его отсчитать деньги, необходимые для оплаты его товара.

Родителям бывает практически невозможно найти время для индивидуальных занятий с ребенком. Однако при небольшой практике систематическое обучение можно инкорпорировать в различные повседневные занятия, такие как покупка продуктов. Это лишь один пример того, как семья может активно участвовать и добиться успеха в обучении ребенка в рамках поведенческого подхода.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png