Как помочь ребенку с аутизмом справиться с чрезмерной стимуляцией?

Источник: National Autism Resources
 

destimulation

У детей c аутизмом ситуации, которые они не могут контролировать, часто приводят к тревожности и чрезмерной стимуляции. Родители, учителя и терапевты не всегда способны определить причину подобного дискомфорта, а потому очень важно иметь в своем арсенале набор мер, которые помогут ребенку успокоиться, переключить внимание и вернуться к обычным занятиям. Кроме того, располагая такими мерами, ребенок сможет выбрать способ успокоиться до события, которое может вызвать сильный стресс, а также практиковать этот метод после. Представляем вам список популярных способов, с помощью которых можно помочь аутичному ребенку совладать со стрессом.

Помните о правиле одного собеседника

Если ребенок подвергся серьезному стрессу, сильно взволнован или даже совсем потерял самообладание, помните о правиле одного собеседника. С ребенком в таком случае должен говорить только один человек. К сожалению, в школах часто случается так, что вокруг ребенка собирается множество людей, говорящих одновременно. Вместо того чтобы помочь, они, скорее всего, только усугубят ситуацию. Пусть всего один человек, желательно искренне заботящийся о ребенке, предложит ребенку сделать всего одну вещь — что-нибудь простое, например, посидеть в кресле, пойти в тихое место или сделать несколько глубоких вдохов.

Глубокое дыхание

Когда ребенок подвержен сильному стрессу или волнению, у него сильно увеличивается пульс, а дыхание становится быстрым и поверхностным. В результате повышается кровяное давление. Чтобы помочь ребенку справиться с этим, научите его глубокому дыханию. Глубокое дыхание — простой способ справиться со стрессом, успокоиться и сконцентрироваться, к которому ребенок может прибегнуть, где бы он ни находился. Важно обучить ребенка правильному дыханию и почаще с ним тренироваться, чтобы ребенок всегда был готов к возможной стрессовой ситуации.

Изометрические упражнения

Попробуйте прямо сейчас сильно сжать руки одну в другой, а потом расслабить. Вы почувствуете, что после этого мышцы ваших рук станут более расслаблены, чем до начала упражнения. Вот еще несколько несложных изометрических упражнений:

  • Сжать кулаки.
  • Сильно прижать ладони друг к другу.
  • Сжать колени.
  • Пожать плечами.
  • Упереться руками в стену.
  • Тянуть за веревку, привязанную к шесту на детской площадке.

Если ребенку трудно понять, как выполнять изометрические упражнения, дайте ему мячик для снятия стресса: ребенку будет куда проще понять, что от него требуется, если предложить ему сжать мячик в руках или зажать между коленями, локтями или шеей и плечом.

Глубокое давление

Как и изометрические упражнения, глубокое давление помогает избавиться от напряжения в мышцах. Ниже перечислены несколько основных способов создания эффекта глубокого давления:

  • Утяжеленные покрывала, жилетки или подушки на колени.
  • Крепкие объятия — желательно, по инициативе самого ребенка.
  • Кроме того, можно крепко запеленать ребенка в одеяло или простыню.
  • Пластилин и смеси для лепки («кинестетический песок») предоставляют ребенку возможности задействовать мышцы рук и пальцев благодаря своим упругим свойствам.

Массаж

  • Предложите ребенку втирать лосьон в руки и ноги. Выбирая лосьон, будьте внимательны к его запаху: хотя выбор чего-нибудь успокаивающего, вроде лаванды, может показаться логичным, мальчикам такой аромат не подойдет; кроме того, некоторые дети очень чувствительны к запахам.
  • Вибрирующая массажная подушка поможет ребенку успокоиться, а включение при надавливании заодно предоставит ему возможность выполнить небольшое изометрическое упражнение.
  • Подарите ребенку небольшой ручной массажер.

Коробочка с приятными на ощупь вещами

Некоторых детей успокоит коробочка, наполненная вещами с интересной фактурой: лоскутами мягкой ткани, мягкими зверушками, мягкими резиновыми игрушками.

Создайте тихий уголок

Отведите в помещении специальное место с креслом-мешком, подушками, мягким покрывалом и игрушками для снятия стресса. Это может быть угол в комнате или небольшой коврик позади учительского стола. Не забудьте познакомить ребенка с этим местом, чтобы оно ассоциировалось у ребенка с безопасностью и спокойствием.

Совместная работа

Часто причиной стресса для ребенка становится новый человек, работающий с ним. Не забывайте о кооперации в коллективе, особенно, если в нем появляется кто-то новый. Например, можно создать небольшую шпаргалку для всех сотрудников, в которой будут указаны цели терапии, список видов поведения, указывающего на стрессовое состояние, эффективные техники для успокоения и телефоны родителей и коллег для срочной консультации.

Спасибо Владиславу Тушканову за перевод.
 

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png