Как планировать день рождения для ребенка с аутизмом?

Источник: Сar Autism Roadmap

 

 

Все дети заслуживают, чтобы их дни рождения были праздником и отмечались каждый год. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) заслуживают того же! Тем не менее, есть дни рождения, а есть ДНИ РОЖДЕНИЯ. Вы знаете своего ребенка лучше кого-либо еще, и вы знаете, что доставит ему наибольшую радость. Вот несколько идей, которые могут помочь вам в планировании:

Выбор места. Где вашему ребенку наиболее комфортно? Это может быть ваш дом, местный парк, спортивный зал или бассейн, местное кафе, торговый центр или музей, посвященный его главному интересу. Лучше всего выбирать то место, в котором ребенок уже бывал, и которое хорошо ему знакомо.

Выбор занятий. Чем больше всего нравится заниматься вашему ребенку? Какие из этих занятий можно разделить с другими детьми? Например, это может быть: плавание в бассейне, прыжки на батуте или в надувном замке, сборка LEGO, поход в музей на выставку динозавров, огромные мыльные пузыри, танцы под музыку. Важно определить четкий план того, что дети смогут делать вместе, заранее. (Также смотрите: «Как устроить для ребенка с аутизмом встречу для игр с ровесниками»).

Гости. Кого и как следует пригласить? Это будет вечеринка только ребенка с родителями, или вы пригласите дедушку с бабушкой, двоюродных братьев и так далее? Или вы позовете других детей из класса или детского сада, кружка или центра, который посещает ребенок? Вы будете также приглашать их родителей?

Еда. Какая еда подойдет лучше? Традиционный торт и мороженное? Более здоровые лакомства? Любимые блюда ребенка?

Подарки. Подарки должны быть без упаковки или в праздничной упаковке? Или проще попросить гостей перевести вам деньги, чтобы вы купили то, что точно понравится ребенку? Что будет, если ребенок получит не то, что хочет? (Также смотрите: «Аутизм и получение подарков»).

Маленькие подарки для гостей. Если вы приглашаете других детей, то имеет смысл подготовить для каждого маленький и простой, но приятный подарок.

Приглашения. Вы пошлете приглашения по электронной почте, сделаете их сами или купите готовые открытки? Вы будете вручать их лично или через Интернет?

Организация праздника – задача непростая. Поэтому прежде чем обсудить ее с вашим ребенком, подумайте о себе:

– Что вы готовы выполнить?

– Насколько у вас хватит сил?

– Что позволят ваши финансовые средства?

Теперь, подумайте о вашем ребенке:

– Насколько он может справиться с малознакомым местом или непривычными событиями? Насколько для него тяжело присутствие группы других людей?

– Что может выдержать ребенок с сенсорной точки зрения?

– В какой степени социальные навыки ребенка соответствуют этикету для таких вечеринок?

Затем… принимайте решения. Всегда составляйте список из нескольких вариантов, чтобы ваш ребенок мог делать выбор во время планирования вечеринки, в той степени, в какой это возможно. Стремитесь к идеальному плану, но старайтесь быть готовыми к худшему развитию событий:

1. Из списка возможных мест оставьте два потенциальных места, где ребенок уже был, и где ему будет комфортно даже рядом с компанией других людей. Затем предоставьте ребенку возможность самому выбрать одно место из двух.

2. Составьте расписание на день рождения, включая расписание всех этапов и занятий во время вечеринки. Сделайте визуальное расписание из картинок для ребенка. (Также смотрите: «Визуальная поддержка при аутизме»).

3. Составьте список потенциальных гостей.

4. Подумайте о форме приглашений с учетом интересов ребенка. Если ребенку нравится рисовать, делать аппликации или другие поделки – привлеките его к оформлению приглашений. Если ребенок скорее увлекается компьютерами – пусть он вместе с вами рассылает приглашения онлайн. Не забудьте включить в приглашение краткое описание плана вечеринки, а также описание вашего меню – важно учесть возможные аллергии, диеты или предпочтения других детей. Предлагайте родителям приносить собственные лакомства, если их дети с большой вероятностью могут отказаться от незнакомой еды.

5. Пусть ваш ребенок поможет вам выбрать маленькие подарки гостям. (Маленькие игрушки или мыльные пузыри, как правило – хороший вариант).

6. Продумайте, как ребенок будет приветствовать гостей и общаться с ними. Начните практику с ребенком – проигрывайте приветствие и другие навыки по ролям. Например, ребенок может тренироваться вместе с вами говорить «Спасибо» за подарки и поздравления или говорить «Спасибо, что пришли». (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом здороваться»). Используйте социальную историю для подготовки ребенка.

7. Запланируйте тихое место, в котором ребенок сможет «укрыться» и отдохнуть в случае перегрузки во время вечеринки. Другим детям тоже может понадобиться тихое место для отдыха.

8. Подумайте о том, чтобы заручиться помощью кого-нибудь из родственников во время вечеринки. Если возможно, подумайте о том, чтобы нанять на время праздника любимую няню ребенка или тьютора из его класса.

9. Помните, что лучше меньше, да лучше. Один час веселья – это лучше, чем долгий праздник, после которого останется несчастный и переутомившийся ребенок.

10. Когда все закончится, подумайте о своих планах на следующий год. Отметьте для себя, что получилось, что не удалось, что можно будет сделать лучше.

11. Заранее продумайте, что может вызвать сенсорную перегрузку у вашего ребенка. Например, если это зажженные свечи или момент, когда все начинают петь «С днем рождения», то просто откажитесь от этого. Традиции не так уж важны, главное – вы признаете, что ребенок стал на год старше, и празднуете это!

12. Поищите в местной библиотеке какие-нибудь книги, в которых рассказывается про день рождения. Возможно, ребенок с РАС не поймет историю про монстра, у которого был день рождения, но вечеринка у другого ребенка может быть для него понятнее.

Как написать социальную историю о дне рождения

Социальные истории описывают событие или ситуацию, в том числе, объясняют обстоятельства, точку зрения других людей и то, какое поведение ожидается от ребенка. Наиболее эффективны самые индивидуальные социальные истории. Обычно они пишутся от первого лица, с точки зрения самого ребенка. Очень часто история дополняется изображениями или фотографиями реальных людей, которые будут участвовать в событии.

Социальные истории могут быть очень полезны для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом подготовиться к нестандартной ситуации, например, к вечеринке в честь его дня рождения. После написания социальную историю нужно зачитывать ребенку каждый день – столько раз, сколько нужно, чтобы он полностью понял все, что его ожидает. (Также смотрите: «Всем людям нужны социальные истории»).

Если вашему ребенку предстоит праздник в честь дня рождения или по другому поводу, подумайте о том, чтобы написать свою собственную социальную историю. Используйте пиктограммы, фотографии из Интернета или фотографии со дня рождения в прошлом году.

Идеи для социальной истории про день рождения:

– Опишите, что будет происходить до праздника. (Например, ребенку нужно будет одеть праздничную одежду? Вы будете делать уборку дома, может быть, уберете его игрушки? Или вы поедете к месту проведения праздника? На каком транспорте и как долго займет поездка?)

– Опишите место, где будет проходить праздник. (Если ребенок уже был там, во время праздника будут отличия? Например, там будут украшения или запрет куда-то идти?).

– Опишите порядок событий во время праздника. Лучше всего запланировать какое-нибудь очень простое занятие, пока вы ждете, когда соберутся все гости, и у вас должен быть конкретный план на весь праздник. Желательно подготовить визуальное расписание, которое соответствует этапам, описанным в истории.

– Если во время вечеринки будет праздничный стол или торт, опишите, когда именно это произойдет, и чего можно ожидать. Будут ли все петь «С днем рождения» или другую песню? Будет ли ребенок задувать свечи? Также подготовьте ребенка к тому, что в этот момент другие люди могут аплодировать.

– Опишите, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Например: «Я буду играть по очереди с другими детьми» или «Это ничего, если я не выиграю».

– Если ребенок будет открывать подарки на празднике (иногда лучше полностью этого избежать, даже с типично развивающимися детьми), то убедитесь, что ребенок готов открыть подарок, который ему не понравится, и говорить всем «спасибо». Дайте ребенку понять, что другие дети могут захотеть посмотреть его подарки, и это нормально.

– Опишите, что ребенок может сделать, если он почувствует перегрузку. Например: «Я скажу моей маме, что мне нужен перерыв, и пойду в (заранее определенное место для разгрузки)».

– Упомяните, если в месте праздника могут быть звуки, предметы или другие факторы, которые обычно пугают ребенка. Например, некоторые дети боятся воздушных шариков, так как их пугает звук, если они лопаются.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg