Как обучить ребенка с аутизмом безопасно переходить дорогу?

Автор: Энн Фараер, Кэти Алвар, Линда Райт, Джен Уиллс, Терри Ким, Франциско Чавез, Марико Окано / Anne Faraher, Kathy Alvear, Linda Wright, Jen Wills, Terri Kim, Francisco Chavez, Mariko Okano
Источник: Lovaas Institute
 

 

mother-child-crossing-road

 

Безопасность на улице — это распространенная причина для беспокойства среди родителей детей с аутизмом. Очень часто наши клиенты не осознают возможные опасности, связанные с переходом дороги, и необходимы дополнительные меры, чтобы они понимали и практиковали безопасное поведение пешехода. Консультанты Института Ловааса (США) много раз обсуждали эту тему в своей группе электронной почты. Вот несколько идей, предложенных разными консультантами.

 

Ответ 1:

У меня был шестилетний клиент, с которым мы решали эти проблемы. На данный момент мы учим его переходить улицу вместе со взрослым и учим его правилам перехода дороги (которые включают правило «Спроси у взрослого»). Хотя мы не ожидаем, что он будет переходить дорогу один, мы надеемся научить его осознанному отношению к этой ситуации. Ниже приводится описание двух программ, которые мы используем с ним.

1. Переход дороги

Шаг первый: последовательность

SD: Инструкция «Покажи мне, как перейти дорогу» и карточки с фразами.

R: Ребенок раскладывает карточки с фразами в правильном порядке.

SD2: «Расскажи мне, как перейти дорогу»

R2: Ребенок читает карточки.

Материалы (карточки с фразами)

1. Стой.

2. Возьми за руку.

3. Посмотри в обе стороны.

4. Спроси взрослого, можно ли переходить.

Шаг второй: переход улицы понарошку (практикуется во дворе дома)

SD: «Давай перейдем дорогу».

R: Ребенок берет инструктора за руку и говорит: «Держи меня за руку».

Шаг третий: в естественной среде

Так же, как и второй шаг, но практикуется на настоящем переходе (тихой) улицы.

2. Идти вместе

SD: Инструктор говорит: «Идем со мной».

R: Ребенок проходит целевое расстояние рядом с инструктором.

 

Ответ 2:

1. Вы можете подготовить изображения людей в опасных ситуациях, а затем в альтернативных, безопасных ситуациях (например, кто-то стоит посреди дороги или тот же человек стоит на асфальте). Научите ребенка сортировать изображения людей по признаку «Безопасно» и «Опасно».

2. Затем вы можете обучать отвечать на вопросы о том, почему это поведение опасно, и что можно делать вместо этого (используйте «безопасные» изображения как подсказки). Вы можете выбрать в качестве цели ситуации, с которыми у данного ученика возникают проблемы, а также другие ситуации.

3. После обучения основам вы можете проверить понимание правил учеником, задавая вопросы в естественной ситуации (например, при переходе дороги спросите: «Можно ли выбежать на дорогу?» Ученик должен ответить: «Нет». Затем спросите: «Почему нет?»).

4. Обобщите данный навык, создавая ситуации, когда другие люди ведут себя небезопасно. Научите ребенка определять неправильное поведение у других, а затем определять безопасное альтернативное поведение.

 

Ответ 3:

Вы можете попробовать видеомоделирование. Я бы сделала видеозапись с точки зрения ребенка. Например, камера останавливается у перехода, затем поварачивается налево, затем направо, затем перед камерой на несколько секунд появляется пустой лист бумаги. Повторите так несколько раз. Вы должны записать ситуации, когда безопасно переходить (машин не видно или они действительно очень далеко), а также когда небезопасно переходить (приближаются машины).

Я бы просматривал эту видеозапись с ребенком, обучая его, когда безопасно, а когда опасно переходить. (Вам нужно записать серию безопасных и серию небезопасных ситуаций, чтобы продемонстрировать ему разницу, а затем учить его дискриминации между двумя видами ситуаций).

Для обобщения вы можете попросить его встать в другом конце комнаты и переходить воображаемую дорогу, когда на видеозаписи показывается безопасная ситуация. Для обобщения в реальных условиях инструктор может встать с ним у того же перехода, где снималось моделирующее видео, после чего ребенок должен посмотреть налево, потом направо и сказать инструктору можно переходить дорогу или нет.

Для обобщения этого навыка вам может потребоваться делать несколько записей на разных переходах.

 

Ответ 4:

Вы можете снять видео с помощью братьев или сестер, других родственников или друзей. Вы можете снять на видео знакомые для клиента ситуации, даже снять реальные улицы, по которым он точно будет ходить.

Один метод, который я использую, включает в себя систему жетонов. Перед тем как переходить дорогу с ребенком, мы договариваемся о поощрении, проговариваем, какое поведение награждается жетоном, а за какое поведение жетоны снимаются. Затем мы просим ребенка пройти дорогу до места, где он получит поощрение (например, ларек с мороженым). Мы всегда начинаем с места, дойти до которого можно лишь перейдя дорогу несколько раз.

Мы не обращали внимание на заработанные жетоны, пока не доходили до нужного места, чтобы гарантировать, что ребенок действительно был внимателен, и это не просто реакция на вербальное поощрение или напоминание. Гораздо лучше, если ребенок в курсе, что нужно делать, чтобы получить поощрение, потому что его поощрение определяется безопасным и приемлемым поведением по дороге к месту получения поощрения. Эффективность данного подхода зависит от уровня навыков вашего клиента.

 

Ответ 5:

Вы можете обучать этому с помощью упражнения на последовательность, предлагая три сценария: (1) посмотреть в обе стороны, машин нет, переход дороги, человек в безопасности на другой стороне дороги, (2) посмотреть в обе стороны, приближается машина, подождать, затем перейти, безопасность на другой стороне дороги, (3) человек забывает посмотреть, его сбивает машина. Можно использовать фотографии кого-нибудь, кто выполняет первые шаги, а для изображения наезда можно использовать фотографию из журнала, где кто-то ранен или получил травму. Изображения можно использовать различным образом: например, выбрать «что ты должен делать» или «чего ты делать не должен».

 

Ответ 6:

У меня были успехи в работе над различением движущихся или остановившихся/припаркованных машин с помощью игрушек или моделей. Можно научить ребенка различать, какие машинки припаркованы, а какие игрушечные машинки едут (когда вы их двигаете). Ребенок может сказать или показать жестом, когда безопасно переходить дорогу (или перейти дорогу с помощью игрушечного человечка). Как только клиент продемонстрировал навык в таком формате, мы можем переходить к обобщению (с обучением) в реальных ситуациях с настоящей дорогой.

 

Ответ 7:

Мне приходилось работать с детьми, которые очень быстро улавливали эмоции взрослых. С этими детьми мы использовали эту особенность и просили инструкторов/родителей демонстрировать преувеличенное осторожное/испуганное поведение, когда приближалась машина. Мы также просили их резко прыгать обратно на тротуар (первоначально ребенка держали за руку) или бежать на другую сторону, если мы уже были посреди дороги. Мои собственные дети именно так и учились переходить дорогу (моей дочери три года, и она может независимо практиковаться в правилах перехода дороги, но, конечно, только под нашим присмотром), это и подало мне такую идею. Я знаю, что это не сработает со всеми детьми, но кому-то это может помочь.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png