Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы?

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

 

Я поведенческий аналитик, и у меня двое взрослых сыновей, у одного из которых аутизм. До этого я более 30 лет работала лицензированной медсестрой, и мне кажется, что мой опыт в медицине оказался очень полезен для работы в области аутизма.

Благодаря своему первому образованию и опыту я могу отвечать на вопросы о приеме лекарств и тех уникальных проблемах, с которыми часто сталкиваются родители детей с аутизмом.

Когда Лукас был малышом, мы могли дать ему детский препарат в жидком виде, капнув его прямо в рот. Поскольку препарата было немного и препараты для детей обычно ароматизированы, то обычно он проглатывал лекарство без каких-либо проблем. Однако когда Лукас стал постарше, объем жидкого препарата стал гораздо больше, и дать ему лекарство становилось все сложнее.

Лукас был крайне избирателен в еде, поэтому, когда у него диагностировали аутизм в возрасте 3 лет, его вес был ниже нормы. Нам рекомендовали каждый день давать ему мультивитамины и другие пищевые добавки, такие как кислоты Омега-3. Иногда, когда он болел, мы также давали ему антибиотики и другие препараты для лечения инфекций и других заболеваний. Кроме того, в последующие годы ему назначали различные препараты для улучшения сна, уменьшения других проблем, связанных с аутизмом, а также для лечения аутоиммунного заболевания, которое диагностировали у Лукаса в 6 лет, и дисфункции автономной нервной системы, которую диагностировали в подростковом возрасте.

Вскоре после того как у Лукаса диагностировали аутизм, мы начали измельчать витамины, добавки и рецептурные препараты и смешивать их с яблочным пюре. После того как Лукас съедал ложку пюре с лекарством, мы обычно давали ему какое-то съедобное поощрение, после чего предлагали следующую ложку пюре и опять поощрение. Временами смесь получалась с отвратительным вкусом, так что Лукас начал сопротивляться и демонстрировать проблемное поведение, когда приходило время принимать лекарства.

Когда Лукасу было лет 5, я попросила поведенческого аналитика понаблюдать, как я даю сыну витамины и лекарства. Я искала идеи, как помочь Лукасу принимать лекарства без проблемного поведения. Поведенческий аналитик сказала, что измельченные таблетки придают смеси неприятный запах (и, вероятно, вкус), и единственный способ справиться с проблемой — научить Лукаса глотать таблетки.

Некоторые родители все смешивают с соком, но я не могла это делать, потому что Лукасу сок никогда не нравился, а в воде вкус скрыть невозможно. Кроме того, в последующие годы работы поведенческим аналитиком я наблюдала, что давать препараты в соке — это не лучший вариант, поскольку многие дети пьют сок очень медленно, и это влияет на время приема лекарства, и препарат может осесть на дне чашки, так что очень часто при смешивании лекарства с соком, родители не были уверены, какую дозу препарата ребенок действительно получил.

Измельчение таблеток и смешивание их с едой и напитками — это не идеальное решение, которое не может быть долговременным, ведь некоторые препараты, такие как Омега-3, обладают горьким и противным вкусом, а другие препараты выпускаются в капсулах, которые нельзя вскрывать.

Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

Я посетила несколько лекций по этой проблеме, на которых объясняли, как обучать навыку глотания таблеток с помощью процедур систематической десензитизации и постепенного увеличения требований (в данном случае постепенного увеличения размера таблетки), а также моделирования и положительного подкрепления. Мне удалось научить Лукаса и многих других детей глотать таблетки.

Лукас начал глотать таблетки, когда он должен был принимать преднизон в течении 21 дня из-за обострения аутоимунного заболевания. Когда препарат назначили, Лукасу было 14 лет, и, оглядываясь назад, я жалею, что не научила Лукаса глотать таблетки гораздо раньше. Когда врач назначил преднизон, он отметил, что у этих таблеток очень неприятный вкус. Врач предупредил меня, что если я измельчу таблетку, вкус будет отвратительным.

Поскольку я сообщила врачу, что я даю Лукасу измельченные таблетки в яблочном пюре, он посоветовал просто положить таблетку преднизона (она очень маленькая) в яблочное пюре так, чтобы Лукас ее не видел, а потом просто давать ему таблетки.

Оказалось, что таблетка преднизона была такой маленькой, что Лукас мог проглотить ее и даже не заметить. Поскольку Лукас привык глотать яблочное пюре, мы начали постепенно увеличивать размер таблеток. Также мы начали показывать ему, что мы кладем таблетки в пюре, а после мы давали ему поощрение.

Сейчас Лукас может принимать даже большие капсулы, но они все равно должны быть в пюре.

Если ваш ребенок согласен сделать большой глоток воды из открытой чашки, то я бы начала обучение именно с этого. Затем, как рекомендовалось на лекциях, которые я посещала, я бы начала с маленькой крупинки или самой маленькой макаронины, какую вы только сможете найти.

Некоторые рекомендуют начать с «тик-така» или другого леденца, но мне это не кажется хорошей идеей — ведь конфеты вкусные, а вам не нужно, чтобы ребенок начал жевать конфету или привык к приятному вкусу. Так что лучше подходят сухая крупа, фасолины или мелкие макаронные изделия — очень постепенно увеличивайте их размер, и обязательно давайте ребенку очень желанное поощрение сразу же после того, как он проглотил тренировочную «таблетку».

С некоторыми детьми можно моделировать этот навык напрямую: «Смотри как мама делает большой глоток!» Потом попросите ребенка повторить за вами. Затем: «Смотри как мама кладет крупинку на язык!» Потом опять глоток воды. Попросите ребенка повторить за вами и тут же предоставьте очень желанное поощрение.

Кроме того, вы можете использовать видеомоделирование, то есть записать на видео то действие, которое ребенок должен научиться повторять. (Также смотрите: «Как использовать видео для помощи детям с аутизмом»).

Если, как в случае с Лукасом, вам больше подходит метод пюре, то подготовьте пюре, поместите что-нибудь маленькое, например, очень маленькое макаронное изделие или крупинку в ложку с пюре, а потом дайте ложку ребенку, сразу же предоставьте поощрение за то, что ребенок проглотил пюре.

Постепенно увеличивайте размеры того, что проглатывает ребенок. Увеличивайте размер только после того, как ребенок стал успешен на предыдущем шаге. Например, после того как он три раза успешно проглотил маленькую крупинку, положите маленькую макаронину, а потом очень маленькую фасолину. И, разумеется, на каждом шаге вы должны предоставлять ребенку очень важное и желанное для него поощрение за успех.

Когда ваш ребенок уже научился принимать таблетки, то можно учить его другим очень важным навыкам, которые связаны с приемом лекарств. Например, ребенок, подросток или взрослый может научиться самостоятельно принимать лекарства из контейнера, в котором таблетки заранее раскладываются по дням, или же самостоятельно реагировать на таймеры или визуальное расписание, чтобы принимать нужные препараты в назначенное время.

Это проверенные стратегии на основе прикладного анализа поведения, которые могут помочь вашему ребенку или клиенту принимать лекарства. Однако если у ребенка есть серьезные медицинские проблемы, трудности с глотанием или проблемное поведение, связанное с лечением, то ему понадобится помощь специалиста, который может провести тщательный анализ поведения, на основе которого будет составлена индивидуальная программа для коррекции этих проблем.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg