Как говорить с вашим ребенком о трагических событиях?

Источник: Autism Speaks

 

 

Вы не могли бы посоветовать, как лучше помочь нашему ребенку, который узнал из новостей о страшной трагедии. Как помочь ему понять такую информацию?

На вопрос отвечает психолог доктор Питер Фаустино, Нью-Йоркский представитель Национальной американской ассоциации школьных психологов.

Спасибо за ваш вопрос. Я думаю, что многие семьи сталкиваются с подобными трудностями. Ужасные трагедии, которые приводят к гибели многих невинных людей, оказываются потрясением для нас всех. Детям сложно справиться с такой информацией, и для них очень важны разъяснения родителей, которые помогают им понять, как на это реагировать. Важная роль семьи – помочь ребенку восстановить свое чувство безопасности и защищенности.

Люди с аутизмом часто активно собирают информацию о какой-то теме, которая их интересует. Как правило, это очень специфический интерес, так что скорее ребенок с РАС сосредоточится на серии любимого сериала, чем на выпуске новостей, но при доступе к телевизору и Интернету, он вполне может столкнуться с какой-то информацией об ужасных событиях в реальной жизни. Ниже приводятся несколько рекомендаций о том, как можно помочь некоторым детям в спектре аутизма справиться с такой информацией:

1. В первую очередь, поговорите с ребенком сами.

2. Говорите в понятной и доступной для ребенка форме.

3. Признавайте индивидуальный процесс обработки и принятия информации.

4. Используйте существующие ресурсы поддержки.

5. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка.

6. Делайте акцент на позитивных явлениях.

1. Насколько возможно, поговорите с ребенком сами.

В первую очередь, для вас важно определить, что именно знает ребенок о трагическом событии. Если ребенку сложно ответить на прямые вопросы, то слушайте и наблюдайте, чтобы использовать это как основу для дальнейшего разговора.
Затрагивая эту тему, начните со следующих стратегий, которые рекомендуются для всех детей:

– Говорите четко, простым и прямолинейным языком. Не затрагивайте болезненные детали трагического события, сосредоточьтесь на общих фактах. Давайте определения словам, которые вы используйте – ребенок может не понимать, что они значат на самом деле.

– Говорите о том, что эта ситуация ужасна, и что многие люди очень огорчены и расстроены из-за случившегося. Объясните, какие эмоции испытывают большинство людей из-за этих новостей.

– Поговорите о том, что конкретно можете сделать вы и ваш ребенок, чтобы как-то улучшить эту ситуацию: например, принять участие в сборе помощи для пострадавших или в распространении информации, которая может предотвратить подобные трагедии. Для многих детей очень важно ощущение, что они помогают другим, и благодаря этому они лучше справляются с собственными переживаниями.

– Если событие связано с опасностью, повторяйте ребенку, почему он находится в безопасности. Если это возможно, говорите с ним о правилах и стратегиях защиты себя и других людей, например, о действиях в случае пожара.

Контролируйте доступ к СМИ в вашей семье. Новости о национальной или местной трагедии могут доминировать во всех СМИ, так что старайтесь избегать их рядом с ребенком. Если ребенок пользуется Интернетом, следите за тем, какие сайты он посещает, не оставляйте подобных вкладок в браузере, закрывайте и блокируйте доступ на новостные сайты на устройстве, которым пользуется ребенок.

2. Говорите в понятной и доступной для ребенка форме.

Для многих детей с аутизмом лучше всего подходит формат социальных историй с иллюстрациями по теме. Ниже приводится общий шаблон, который вы можете адаптировать под индивидуальные особенности своего ребенка, а также подобрать понятные для него иллюстрации:

Случилось что-то очень грустное: _______ (детали события, уместные и подходящие для ребенка с учетом возраста и уровня развития).

Если человек умирает, его тело перестает работать. Многим людям сейчас очень грустно, потому что они больше не увидят этих людей. Они очень скучают по людям, которых они любили. Им очень грустно.

Люди могут плакать, потому что им очень грустно. Если кто-то умер, то грустить и плакать – это нормально.

Когда кто-то умирает, мы можем сказать: «Соболезную». Это значит, что нам жаль, что это произошло.

Если я почувствую, что мне грустно, то я могу _______ (перечислите те занятия, которые нравятся ребенку, и которые могут помочь ему почувствовать себя лучше).

Мне может быть грустно сейчас, но потом я буду чувствовать себя лучше.

Если мне грустно, я могу думать о том, что мама любит меня, папа любит меня, ____ (другие близкие люди в жизни ребенка) любит меня.

Я в безопасности, потому что ______ (все, что может помочь ребенку почувствовать себя в безопасности).

Для того, чтобы я был(а) в безопасности, мои родители _______.

3. Признавайте индивидуальный процесс обработки и принятия информации.

Вы можете заметить, что ваш ребенок начал много говорить на темы смерти или катастроф. Это может быть способом справиться с образами и мыслями, которые ребенок не понимает – способом как-то упорядочить свою реальность.

Исследования показывают, что дети, которым сложно справиться с какими-то травматичными событиями, могут начать «воспроизводить» их в игре или много говорить на тему, которая вызывает у них стресс. Это их попытка осмыслить немыслимое.

Возможно, вы захотите дать ребенку понять, что это тяжелый период для всех, и всем сейчас сложно понять то, что случилось.

Помните, что некоторые дети создают однообразную игру, которая воспроизводит события трагедии. Для ребенка это совершенно нормальный и типичный способ справиться с травматичным событием. В таком случае часто полезно присоединяться к игре и помогать ребенку лучше понять события и создать «позитивный» финал игры.

4. Используйте существующие ресурсы поддержки.

Узнавайте, что говорят или делают другие семьи. Свяжитесь теми, кого вы считаете экспертами. Узнавайте, что делают или говорят в школе ребенка. Если в школе есть психолог, поговорите с ним. Информируйте других взрослых и детей об аутизме, чтобы они лучше понимали реакции вашего ребенка, которые могут быть не совсем привычными.

5. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка.

Внимательно слушайте ребенка и наблюдайте за тем, что он делает. Нарушения привычного распорядка дня могут быть его способом сообщить, что он испытывает сильный стресс. Не удивляйтесь, если в подобной ситуации вернется его старое проблемное поведение, которое уже давно не наблюдалось. Уделяйте повышенное внимание изменениям в питании и сне. Такие изменения являются поводом для беспокойства. Возможно, что в этот период ребенку нужно больше помощи в связи с питанием и сном.

Если значительные изменения в поведении, в том числе проблемы со сном или питанием, сохраняются дольше трех месяцев, очень важно как можно скорее обратиться за профессиональной помощью.

6. Делайте акцент на позитивных явлениях.

Научные исследования в области стресса указывают на то, что регулярные позитивные эмоции и поиск позитивных аспектов в сложной ситуации помогают справиться с трагедией. Важную роль в поддержке контакта с ребенком играет такой психологический процесс как «сочетание стимулов». Сочетание стимулов означает, что родитель или другой человек начинает ассоциироваться у ребенка с интересными предметами или приятными занятиями, в результате, присутствие этого человека становится для ребенка «поощрением» само по себе. В период, когда ребенок испытывает тяжелые переживания, очень важно сохранять с ним контакт с помощью «сочетания стимулов». Важно запланировать дополнительное время для приятных и позитивных занятий вместе, чтобы дополнительные позитивные эмоции помогли ребенку справиться с наплывом информации о трагедии.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg