Елисей Осин: "Что такое аутизм?"

       Аутизм — это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Это приводит к тому, что человек не может учиться через социальную среду и получать из нее много важной информации, что могут делать все остальные дети того же возраста. Обычные маленькие дети буквально погружены в социальную среду — они в первую очередь обращают внимание на других людей, постоянно следят за их реакциями, пытаются с ними взаимодействовать, а при аутизме эти умения нарушены.

       Это приводит к различным последствиям для психического развития, один из самых ярких примеров таких последстий — нарушения речи, когда ребенок не понимает, как при помощи речи можно взаимодействовать с другими людьми. У всех людей с аутистическими расстройствами есть тот или иной вид нарушений речевой коммуникации. Это особенно заметно у маленьких детей — процесс овладения речью замедлен, он происходит гораздо меньшими темпами. Это прямое следствие того, что нарушен процесс взаимодействия с окружающими людьми нарушен. Речь — это такой навык, который может развиться только в процессе общения с другим человеком. Например, маленький ребенок имитирует звуки речи взрослых, отслеживает их реакцию на такую имитацию, пытается снова вызвать эту реакцию. Например, ребенок говорит «мама», и мама к нему подходит, ребенок начинает говорить «мама» чаще, после чего он понимает, что «мама» это и есть этот человек.

       Одно, хотя и не единственное, объяснение задержки речи у людей с аутизмом — это как раз слабость социального взаимодействия. Очень часто при аутизме не нарушена функция самого произнесения слов и семантика (то есть знание того, что слова имеют значение) речи, хотя, к сожалению, нарушения этих функций встречаются у людей с аутизмом чаще. Однако у всех людей с аутистическими расстройствами есть нарушения прагматической стороны речи, то есть аспектов речи, связанных с коммуникацией с другими людьми.

       Говоря с родителями, я часто провожу аналогию с топором. Например, человеку трудно рубить дрова, потому что топор тупой, или у него кривая ручка или если взять в руки, то посадишь занозу, но что именно делать с топором человек прекрасно знает. Именно в такой ситуации оказываются люди с такими нарушениями речи как заикание, речевые диспраксии, речевые алалии. Человек знает, как пользоваться инструментом, но инструмент ему достался неудобный или плохо работающий. При аутистических расстройствах речевой инструмент может быть и хорошим. Топор удобный и острый, но человек не знает, как наколоть им дрова, например, он пытается рубить их деревянной ручкой. Бывает так, что у человека с аутизмом огромный словарный запас, то есть, его семантическая сторона речи очень хорошо развита, но при этом у него отсутствует прагматическая сторона речи, умение обратиться с помощью речи к другому человеку и вступить с ним в речевое взаимодействие, просто поболтать о чем-то. Такой ребенок с аутизмом может знать много слов, правильно называть предметы и цвета, но он не может ответить «да» или «нет» на вопрос родителей, он уходит от ответа, потому что не знает, что делать с предложенной фразой. Это лишь один пример того, почему социальное взаимодействие так важно для развития. Для речевого развития необходимо постоянно вписываться в пространство социального общения, постоянно выделять других людей из общего фона, постоянно обращаться к ним, а людям с аутизмом это трудно.

       Было одно очень интересное исследование Йельского университета, в котором наблюдали, как люди с аутизмом смотрят фильмы, используя специальную технологию слежения за глазами. Оценка того, как люди смотрят фильмы, очень показательна, потому что это моделирование социальных ситуаций, моделирование реальной жизни. Оказалось, что люди с аутизмом смотрят не туда, куда смотрят их нейротипичные сверстники, например, рассматривая кадры с испуганными людьми, смотрят им на рот, на глаза, на другие части тела или обстановки. В той конкретной ситуации, которая предлагалась им, наиболее информативными были глаза — они сообщали больше всего социальной информации, в них было больше всего сведений о том, что чувствует человек в данный момент — рот был индифферентным, волосы и обивка кресел вообще никакой информации не сообщали о том, что он чувствует — а вот глаза были широко раскрыты от ужаса. Сразу можно было понять, что с человеком, просто посмотрев на эти глаза! В итоге получалось, что люди с аутизмом внимательно смотря, внимательно участвуя, смотрели на другое и в итоге не могли в полноте воспринять эту ситуацию, в полноте ее проанализировать. Были похожие исследования с маленькими детьми, смотрели за тем, как ребенок смотрит детскую передачу. В центре кадра фиолетовый динозавр и два ребенка, которые оживленно что-то обсуждают, во что-то играют, громко смеются, а ребенок с аутизмом очень внимательно и заинтересованно разглядывает полочку над которой нарисована радуга. Опять такая же ситуация — ребенок смотрит мультик, он внимателен, он заинтересован, но его внимание обращено не на персонажей, а на интересные ему предметы. Это очень важно потому, что именно из наблюдения за этими персонажами, за их разговорами, человек берет речь, а не от предметов.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png