Домашние задания ребенка – типичные ошибки

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

 

 

Вот несколько типичных ошибок, которые я часто наблюдаю, когда родители помогают ребенку с аутизмом справиться с домашними заданиями. Я вовсе не пытаюсь в чем-то обвинять родителей – просто хочу предложить более эффективные стратегии, которые могут помочь решить проблему выполнения домашних заданий.

Споры и уговоры ребенка

Например: «Ты считаешь, что это 3? Сотри и напиши заново, это похоже на 8… Нет, похоже… Нет, похоже!» Постоянные попытки доказать правоту и споры с ребенком быстро отвлекут вас от того, что вы пытаетесь сделать, и задержат выполнение домашнего задания. Никогда нет необходимости в спорах с ребенком – вы взрослые, за вами остается последнее слово. Не отвечайте, если ребенок пытается втянуть вас в спор. Просто повторите требование еще раз, при необходимости используйте подсказку, чтобы помочь ребенку выполнить инструкцию правильно. (Также смотрите: «Как подсказывать ребенку с аутизмом»).

Отсутствие «прайминга» при смене деятельности

Например, мама внезапно подходит к ребенку и говорит: «Ну все, пора делать уроки. Пойдем!» Прайминг – это термин, который означает, что вы заранее сообщаете ребенку о требованиях до того, как придет время выполнять задание. Примеры прайминга – напоминания ребенку, чтобы он не отвлекался от задания, что он может попросить о помощи, и какое поощрение он может заработать, если выполнит домашние задания (о поощрении мы еще поговорим).

Для того, чтобы ребенок успешно перешел от свободного времени к домашним заданиям можно использовать разные виды прайминга:

– Через определенные интервалы времени напоминайте ребенку, что скоро ему предстоит делать домашние задания. Например: «Через 5 минут пора делать уроки».

– Используйте визуальный таймер, например, в телефоне, чтобы ребенок мог наглядно видеть, сколько времени остается до начала работы над домашними заданиями.

– Запланируйте определенное время для выполнения уроков и придерживайтесь его каждый день. Составьте визуальное расписание на вторую половину дня, где будет отмечено время для выполнения уроков. Так ребенок будет заранее знать, что после _______ ему нужно будет садиться за уроки. (Также смотрите: «Визуальная поддержка для детей с аутизмом»).

Также смотрите: «Как облегчить переходы ребенку с аутизмом».

НИКАКОГО поощрения

Например, от ребенка ждут, что он будет работать над учебными заданиями от 40 минут до 1 часа без какого-либо поощрения или похвалы. Поощрение может различным, в зависимости от особенностей ребенка. Оно может быть ощутимым, например, это может быть что-то вкусное, это могут быть короткие перерывы и так далее.

Если у ребенка очень большие проблемы с выполнением требований в целом и с домашними заданиями в частности, то вам может казаться, что у вас нет повода хвалить или поощрять ребенка. Если не можете хвалить ребенка за успех в учебе, то хвалите за усилия или любое желательное поведение, например: «Ты так красиво сидишь за столом!» или «Ты такой молодец, стараешься, даже когда трудно!»

Также смотрите: «Как поощрять ребенка с помощью жетонов», «Может ли поощрение «не работать»?».

Бесконечные, ничего не значащие угрозы

Например: «Будем сидеть за этим столом до ночи, пока ты не напишешь свое имя на листе!» Бесконечные, явно неисполнимые угрозы говорят вашему ребенку: я раздражена, и я не верю в то, что говорю. Я очень сомневаюсь, что вы собрались сидеть 5 часов за столом, потому что ребенок отказался написать свое имя. Придерживайтесь своих изначальных требований, избегайте ненужного языка – так вы только уделяете дополнительное внимание ребенку за то, что он не делает того, что от него ожидают.

Слишком большой объем работы сразу

Например, ребенок должен сделать 2 страницы упражнений по языку, 3 страницы по математике и 10 заданий по чтению за один подход. Даже не знаю, что там сейчас думают про домашние задания, но они словно умножаются в геометрической прогрессии со времен моего детства. Мои клиенты постарше возвращаются домой с десятками страниц заданий.

Если предъявить ребенку весь объем работы сразу, это может вызвать перегрузку и протесты. Попробуйте разбить домашние задания на небольшие части и попросить ребенка выполнить только одну часть за один подход. «Перемешайте» задания так, чтобы между сложными заданиями ребенок выполнял простые.

Полный контроль за всем, что делает ребенок

Например, родители нависают над ребенком во время выполнения уроков, стирают неправильные ответы ребенка, говорят, как и где сесть, читают инструкции к заданию за ребенка и так далее. Изначальный смысл домашних заданий в том, чтобы ребенок научился выполнять учебные задания полностью самостоятельно. Конечно, прямо сейчас ребенок может быть далек от этой цели, но он сможет приблизиться к ней, только если вы будете избегать чрезмерных подсказок. Так что если ребенок способен пользоваться ластиком, то он сам сотрет неверный ответ.

Попробуйте сидеть не рядом с ребенком, нависая над ним, а напротив него. Старайтесь как можно чаще предлагать ребенку выбор – так вы поддержите у него чувство контроля за происходящим. Например, спрашивайте у него: «Ты хочешь сидеть на этом или на том стуле?», «Каким карандашом ты хочешь писать?» или «Как думаешь: сначала чтение или математика?»

Если у вашего ребенка много проблем с домашними заданиями, и он прибегает к различному нежелательному поведению, чтобы «тянуть время», то перед тем как приступить к урокам, выберите очень сильное поощрение, а также ограничьте время для работы над заданиями (поначалу дайте побольше времени – потом его можно сократить). Установите визуальный таймер на выбранный период времени. Скажите ребенку, что он получит (самое желанное) поощрение, если выполнит все задания в указанный срок.

Также смотрите:

Что делать, если ребенок с синдромом Аспергера не выполняет домашние задания?

Как уменьшить риск протеста в ответ на требования

Что делать с проблемным поведением с целью избежать задания

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg