Дети с аутизмом из группы подготовки к инклюзии готовятся к переходу в общеобразовательную школу

 

azimova-class

Встреча Марины Азимовой, супервизора группы подготовки к школе, с учителями общеобразовательной школы №1447 им. Н.А. Островского

 

В 2013-2014 учебном году Фонд «Выход» поддержал проект экспериментальной группы подготовки к школе для детей с аутизмом, у которых также есть нарушения речи и поведенческие проблемы. Группа действует на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков — структурного подразделения МГППУ, которое является единственным в России государственным специализированным центром для детей с аутизмом. Теперь дети из группы готовятся перейти в общеобразовательную школу, где для них будут созданы условия для инклюзивного образования.

Дети, которые учатся в группе, обычно «выпадают» из системы российского образования. Причина этого в отсутствии моделей для обучения детей с более тяжелыми формами аутизма, у которые есть проблемное поведение и у которых отсутствует или очень ограничена устная речь. В отсутствие образовательного маршрута доступ к школьному образованию для них затруднен, единственные доступные варианты: надомное обучение, так называемые классы для детей со сложной структурой дефекта, полный отказ от образования. Как правило, эти варианты совершенно не соответствуют реальным потребностям и способностям таких детей.

«Теоретически ребенок не может остаться без школы — по закону каждому ребенку нужно подобрать возможность для школьного обучения. Однако это только в теории. К нам обращались несколько родителей детей, которых мы смотрели, и эти родители рассказывают, что на ПМПК им в открытую предлагают отправить ребенка в интернат, либо говорят: «Вашего ребенка ни одна школа не возьмет, сидите дома», то есть предлагают какую-то форму надомного обучения или предлагают отправить в интернат. Это чудовищно, ужасно и противозаконно, но ситуация такая, — говорит Анастасия Козорез, координатор группы подготовки к школе. — Даже если безречевой ребенок попадает в школу восьмого вида, где нет программы для детей со сложной структурой дефекта, то его зачастую переводят на надомное обучение. На практике это означает, что лишь дважды в неделю учитель приходит домой к ребенку или ребенок приходит к учителю. Естественно, этого совершенно недостаточно, чтобы ребенок чему-то научился по программе, а ни о какой социализации и речи нет».

Группа предлагает работающую модель для подготовки детей с аутизмом к школе и их дальнейшему обучению благодаря применению методов прикладного анализа поведения (АВА в английской аббревиатуре). АВА — основной подход помощи детям с аутизмом и другими нарушениями развития, эффективность которого подтверждена наибольшим количеством исследований. Методики, разработанные в рамках АВА, применяются для коррекции нежелательного поведения, обучения академическим и бытовым навыкам, а также для развития речи и коммуникации.

В течение года все дети в классе продемонстрировали, что они могут и хотят учиться. У всех уменьшились нежелательные виды поведения, появились новые навыки, все дети посещали общие уроки в классах Центра для детей с высокофункциональным аутизмом.

Теперь их обучение продолжится в общеобразовательной школе №1447 им. Н.А. Островского. Это далеко не простая школа — она изначально является инклюзивной. Благодаря стараниям директора школы, Елены Витальевной Волковой, в школе реализуется программа интегративного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Среди учеников школы есть как дети с физической инвалидностью, например, пользующиеся колясками для передвижения, так и дети с интеллектуальной инвалидностью, например, дети с синдромом Дауна. Благодаря гибкой структуре, работе специалистов разного профиля, в том числе, дефектологов и логопедов, сотрудничеству с семьями, общественными и государственными организациями в школе создаются условия для эффективного обучения всех детей.

Конечно, для обучения детей с аутизмом нужно будет создать специальные условия. Для этого будет использован принцип «ресурсной комнаты» или «ресурсного класса», который является очень распространенным методом для инклюзии детей с особенностями развития во многих странах мира. Такой метод позволяет обеспечить инклюзию даже для детей, которые имеют серьезные поведенческие проблемы.

Ресурсный класс имеет собственного учителя, а также тьюторов для индивидуального обучения учеников и их сопровождения во время занятий вместе с обычным классом. Такой ресурсный класс выполняет следующие задачи:

1. Индивидуальное тестирование для определения навыков, составление индивидуальной образовательной программы для каждого ребенка.

2. Разработка планов и проведение индивидуальных занятий с учениками в соответствии с индивидуальной программой.

3. Проведение общих занятий в рамках ресурсного класса для отработки навыков обучения в группе и понимания так называемой «фронтальной инструкции», что тяжело дается практически всем детям с аутизмом.

4. Разработка индивидуальных планов и адаптаций для урока в общеобразовательном классе, что делает учитель ресурсного класса.

5. Тьюторское сопровождение во время уроков в общеобразовательных классах.

6. Работа с семьей учеников, обратная связь с родителями, визиты на дом к ученикам.

Такой ресурсный класс обеспечивает инклюзию в той степени, которая возможна для данного конкретного ученика. Для кого-то это будет стопроцентное обучение в общеобразовательном классе, а кто-то будет 90% времени в школе проводить в ресурсной комнате.

В апреле прошла встреча представителей группы подготовки к инклюзии при ЦПМССДиП и школы №1447. Во время встречи были достигнуты договоренности о создании на базе школы ресурсного класса, в котором будут учиться 5 учеников из группы подготовки к школе, а также еще трое учеников с аутизмом. Класс будет работать при методологической поддержке МГППУ. Во время встречи обсуждалась структура будущего класса, образовательные встречи с родителями и учителями школы, построение дальнейшего взаимодействия.

Ниже приводится запись семинара для учителей, который провела супервизор класса — сертифицированный поведенческий аналитик (ВСВА), член Международной ассоциации поведенческих аналитиков, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США):


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png