Cпециалисты из США провели в России лекции о адаптации музейного пространства для людей с аутизмом

garage03

В Москве их лекции прошли в образовательном центре музея «Гараж», а в Санкт-Петербурге — на площадках музея «Эрмитаж» и Центра «Антон тут рядом». Лекции были открыты для всех желающих, но «целевой аудиторией» были сотрудники музеев, социальные работники и родители детей с РАС.

София Россовски

София работает в организации CANY (City Access New-York — Доступная среда Нью-Йорка), которая помогает людям со специальными потребностями получить доступ к общественным ресурсам. София сосредоточена на программах для молодых людей от 21 года. Для них подбирается работа (например, сортировать, снабжать ценниками и расставлять по полкам товары в магазине), с ними занимаются спортом, учат взаимодействовать друг другом и делать какие-то вещи сообща. Важно, что работа — это, как правило, не столько источник заработка, сколько способ интегрироваться в социальную среду и овладеть важными коммуникативными навыками — например, ставить себя на место другого человека — а также овладеть базовыми деловыми умениями: просматривать объявления о найме на работу, заполнять анкеты. «Мы помогаем ребятам перейти во взрослую жизнь, — объясняет София Россовски, — чтобы у каждого человека выстроился некий индивидуальный жизненный маршрут».

Эту работу CANY осуществляет вместе с сотрудником государственной программы медицинской помощи MedicAid, который объединяет функции медицинского и социального работника. Россовски подчеркнула очень важную мысль: государство вкладывает деньги в социализацию людей с ОВЗ уже сегодня, чтобы завтра у него на попечении не оказались полностью недееспособные люди, социальное обеспечение которых обойдется много дороже.

«Наша педагогическая ошибка в том, что мы оберегаем детей с аутизмом от социальных трудностей, ведь если они потерпят неудачу и огорчатся, то решать проблему придется нам. Поэтому легче с самого делать за них и чтобы все шло по накатанной, а это абсолютно не правильно! — убеждена Эмма Балабанова, учитель биологии, классный руководитель у восьмиклассников с РАС в школе № 198. — Лекция Софии Россовски подтвердила, что дети должны трудиться сообща и готовиться к взрослой жизни. Воспитание социальной ответственности ничуть не менее важно интеллектуального развития подростков, чем сама учеба».

Для Светланы Бейлензон, эксперта координационного совета по делам инвалидов и других лиц с нарушениями жизнедеятельности при Общественной палате России, а также учредителя и члена оргкомитета МГАРДИ, в лекции был интересен системный взгляд на социальную работу и информация про государственного координатора MedicAid, который помогает взрослому человеку с ОВЗ выстроить индивидуальный жизненный маршрут. «Я уже много лет мечтаю о квалифицированном социальном работнике, который будет посредником между человеком с инвалидностью и государством. Этот работник должен знать, какие государственные сервисы существуют для его подопечных, будет понимать потребности семьи и составлять реабилитационный план. То есть семья в тандеме с соцработником является и получателем услуг, и транслятором того, что ей нужно», — говорит Светлана Бейлензон.

Синтия Ванденбош

Синтия сотрудничает с Museum Access Consortium (Объединение доступных музеев), которая занимается созданием доступной среды для людей с аутизмом в музеях Нью-Йорка, также является основателем компании Turnstile Tours, разрабатывающей экскурсионные программы для людей с ОВЗ. Синтия рассказала, почему людям с аутизмом трудно осваивать перенасыщенные светом, звуком, непривычными объектами музейные пространства, и объяснила, почему это им в то же время так важно. Она подробно остановилась на этапе подготовки к посещению музея — причем как со стороны сотрудников, так и со стороны родителей, которые должны заполнить анкеты об индивидуальных особенностях детей и проработать с ними социальную историю. Очень поможет визуальный словарь (фотографии мест и вещей, которые предстоит увидеть) и специальная карта, на которой определены места, где громко и где тихо.

Следующий этап — подготовка собственно музейного пространства. Для людей с аутизмом должна быть предусмотрена комната сенсорной разгрузки, а кроме того, сами правила в музее и организация экспозиции должны быть по возможности адаптированы для их потребностей. Синтия Ванденбош привела интересные примеры того, как можно помочь людям с нестандартным восприятием понять, что нарисовано на картинах. Например, она предлагает выдавать небольшие бумажные рамки, которые помогут человеку с РАС определить смысловой центр картины, а также копии предметов, которые на ней изображены.

«Здорово, что все советы легко исполнимы и не требуют ни особых денег, ни каких-то чрезмерных усилий. Мне очень понравилась идея сенсорной сумки, в которой лежит все, что может во время посещения понадобиться ребенку с РАС: наушники, мягкая игрушка, чтобы вертеть ее в руках, и то, что как-то связано с музейной программой», — сказала после лекции Мария Потанина, руководитель инклюзивных программ в Объединении «Выставочные залы Москвы». «Очень многое из того, что я услышала, мне уже известно, хотя были и новые для меня вещи — например, сенсорная карта, — говорит Александра Петрова, мама мальчика с РАС, которая проводила в музее «Гараж» накануне прихода группы ребят с аутизмом подготовительный тренинг для персонала. — Но больше всего меня поразил масштаб. Ведь в Объединении доступных музеев — десятки участников, включая главные музеи страны».

Лекции в Санкт-Петербурге

О том, как все прошло в Санкт-Петребурге, рассказано на фб-странице Центра «Антон тут рядом»:

«Лекция Синтии Ванденбош состоялся в «Эрмитаже», где собралось 50 представителей профессионального музейного сообщества, родителей и специалистов. «Антон тут рядом» и Эрмитаж готовятся к запуску совместного проекта. Спасибо лично М.Б. Пиотровскому, Ю.З. Кантор, Илье Ермолаеву — он одновременно представляет родительское сообщество и «Государственный Эрмитаж». На второй лекции, в Центре, София рассказывала о программах поддержанного трудоустройства и о волонтерской работе — сроком до полугода — ребят с аутизмом в организациях. Мы недавно тоже запустили программу поддержанного трудоустройства и точно решили, что как минимум эту практику будем перенимать. София рассказывала про то, как работать с принимающей организацией, как облегчить работодателю задачу по включению нового человека в коллектив (сопровождение, подготовка сотрудника). Нам очень приятно, что практика подготовки ребят и первоначального сопровождения — это то, что мы уже внедрили. Отдельно отметим, как приятно нам было увидеть на встрече представителей районных реабилитационных центров. Есть надежда, что, действуя сообща, мы — родители, специалисты, государство, бизнес, общество — добьемся многого».

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png