Что такое «поведенческий импульс», и почему его важно использовать?

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA
 

 

momentum01

 

«Поведенческий импульс — использование серии просьб с высокой вероятностью выполнения с целью увеличить выполнение просьб с низкой вероятностью выполнения» (Ray, Skinner & Watson, 1999).

Поведенческий импульс — это один из крутых терминов в АВА, который полностью соответствует своему названию. Поведенческий импульс означает, что вы постепенно наращиваете импульс перед тем, что вы хотите, чтобы ребенок сделал, предлагая ему простые или «пустяковые» инструкции, которые он с большой вероятностью выполнит. Другими словами, вы начинаете взаимодействие с ребенком не с того, что ВЫ от него хотите, но с того, что он почти наверняка сделает.

Кажется, что это очень простой и очевидный принцип, и все его и так знают, верно? Неверно.

Я видела и специалистов, и родителей, которые повторяют одну и ту же ошибку из раза в раз. Они подходят к ученику или ребенку и начинают давать одно задание за другим, и каждый раз это что-то, чем ребенку не хотелось бы заниматься. Затем ребенок отказывается сотрудничать (с помощью речи или иначе), начинается «борьба за власть», потом приходит скандал и так далее. Существует способ предотвратить само возникновение этого неприятного цикла поведения.

Если потратить всего несколько секунд и подготовиться применять поведенческий импульс, то вы можете избавить себя от многих лишних хлопот и не тратить зря нервны, особенно, если вы имеете дело с ребенком, который склонен к протестному поведению. На нейротипичных четырехлетках, живущих по принципу: «Я буду проверять, когда ты выйдешь из себя, просто потому, что хочется», это тоже работает.

Во-первых, вы знаете, как правильно предъявлять ребенку требования? Давайте проведем краткий обзор:

— Требования всегда предъявляются только в утвердительной форме. Не задавайте ребенку вопрос, если не готовы принять отрицательный ответ.

— Прежде чем что-то говорить, вы должны оказаться в непосредственной близости от ребенка. Если возможно, заранее установите контакт глазами.

— Подождите, пока не убедитесь, что внимание ребенка сосредоточено на вас.

— Говорите максимально четко и кратко. Правильно: «Пора ложиться спать». Неправильно: «Давай, надо уже готовиться ко сну, и только без всех эти слез и нытья сегодня, ладно? Если я говорю, пора спать, то пора спать».

Подумайте, о том, что ребенок должен сделать — это ваша настоящая цель. Добавьте к этой цели 1-3 слоя, прежде чем дойдете до нее. Например, если я хочу, чтобы Андреа убрала свои игрушки, я могу подойти к ней и сказать:

«Привет, Андреа!» (Андреа смотрит на меня). «Ты отлично на меня посмотрела! Дай пять!» (Андреа дает пять) «Супер! Убери свои игрушки».

Первоначально я предъявляю Андрее несколько требований, которые ей очень просто выполнить, и я точно знаю, что она успешно выполняла их в прошлом. Например, некоторые дети избегают взгляда в глаза. Поэтому если бы у Андреи были проблемы с взглядом в глаза, я бы использовала другое задание, например, помахать мне в качестве приветствия или обнять. То, как эта техника выглядит на практике, зависит от особенностей конкретного ребенка.

Эта техника особенно хорошо подходит ученикам, которые готовятся протестовать, стоит только им увидеть приближающегося взрослого. Они тут же думают, что вы приближаетесь к ним, чтобы помешать заниматься чем-то веселым.

Очень важно хвалить ребенка за выполнение простых требований, точно так же, как и за выполнение сложных. Помните, сейчас вы строите цепочку для импульса.

К слову, что делать, если ваша «цепочка импульса» прервалась? Вы даете сверхпростую инструкцию, а ребенок ее не выполняет… и что теперь? Вы даете ему подсказку, чтобы он все-таки выполнил простую инструкцию, а после этого вы начинаете цепочку заново. Думайте об этом следующим образом: если начало цепочки прервалось, то теперь ваша цепочка сломана. Нельзя ее продолжать, нужно начать заново.

Наконец, поведенческий импульс снижает риск, что вы превратите себя в аверсивный стимул. Так называется предмет, человек или событие в окружающей среде, которого мы начинаем избегать, потому что он ассоциируется с чем-то неприятным. Например, для некоторых людей стоматолог является аверсивным стимулом. Если ребенок знает, что каждый раз, когда вы подходите к нему или садитесь рядом, вы хотите предъявить ему какое-то задание, то очень скоро он начнет убегать куда подальше, стоит вам приблизиться. Поведенческий импульс способствует тому, что вы начинаете ассоциироваться с комплиментами, похвалой, щекоткой и так далее.

Но что если вы учите более низкофункционального ребенка, который не так уж много может сделать без труда? Попробуйте что-нибудь вроде этого:

«Карлос, дай пять!» (Держите руку совсем рядом с ребенком, чтобы он понял, что нужно делать).

«Спасибо! Щекотательная атака!» (Вы щекочите живот и шею ребенка).

«Да! Теперь потопаем!» (Встаете прямо напротив ребенка и подчеркнуто топаете).

«Потрясающе! А теперь пора идти в туалет, пошли!»

 

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png