Что такое подкрепление, и как выбрать то, что подходит вашему ребенку?

Автор: Кэтри Гэнем / Catherine Ganem
Перевод: Мария Шевцова
Источник: Westchase Patch

 

choose-reinforcer

 

Один из ключевых принципов прикладного поведенческого анализа — принцип подкрепления. Подкрепление можно определить как «стимул для изменений, следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007). Проще говоря, подкрепление происходит тогда, когда за поведенческим актом следует последствие, и это последствие создает условия для того, чтобы в будущем подобное поведение повторялось.

При положительном подкреплении после поведения появляется определенный стимул, и это приводит к тому, что оно в будущем повторяется. При отрицательном подкреплении стимул убирается (стимул в данном случае есть нечто, вызывающее дискомфорт), что также увеличивает частоту данного вида поведения в будущем. И позитивное, и отрицательное подкрепление увеличивают вероятность желательного поведения в будущем.
Рассмотрим следующие примеры:

Предположим, что конфета является подкреплением для Джонни, а громкий шум ему не нравится.

— Джонни говорит «конфета» (поведенческий акт) и получает конфету (подкрепление). Джонни с большей вероятностью будет говорить «конфета» в будущем в сходных условиях (положительное подкрепление).

— При громком шуме Джонни говорит: «стоп» (поведенческий акт) и громкий шум (нежелательный стимул) смолкает. В будущем Джонни с большой вероятностью будет говорить «стоп» в сходных условиях.

Как определить подходящие моему ребенку подкрепления?

Ошибка состоит в том, что часто, пытаясь использовать положительное подкрепление, мы выбираем стимул, который не является для ребенка привлекательным. То, что является подкреплением для одного ребенка, не является таковым для другого, и может даже восприниматься как наказание. Если Сьюзи любит, когда ее щекочут, щекочущие прикосновения будут подкреплять желательное поведение. Если щекотка неприятна Джо, то желательное поведение не будет подкреплено в его случае с помощью щекотки, он скорее воспримет это как наказание. Просто сказать «отлично!» может быть недостаточным положительным подкреплением, если похвала не является для того или иного ребенка ценностью.

С помощью следующих правил можно определить виды подкрепления для поддержки желательного поведения:

1. Спросите ребенка, чего бы ему/ей хотелось. Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему/ей нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажете ему/ей картинки и предложите выбрать.

2. Узнайте у других предпочтения ребенка: спросите родителей, опекунов, учителей, с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит. Попросите их проранжировать предпочтения ребенка от самых любимых до самых нелюбимых.

3. Наблюдайте: если ребенка привели в игровую комнату, с чем он/она начал играть? Наблюдая за игрушками или видами игровой деятельности, к которым тяготеет ребенок, можно составить представление о том, что будет для него/нее подкреплением.

4. Проведите оценку предпочтений: если больше ничего не получается, вы можете провести мульти-стимульную оценку предпочтений, для чего вам нужно будет расположить перед ребенком различные виды подкреплений и дать ему/ей, выбирая по одному предмету, расположить их по привлекательности — от самых привлекательных до наименее интересных.

И последнее замечание: имейте в виду, что мотивация ребенка изменчива. Конфета может быть привлекательной для Джонни, но после обеда она теряет свою ценность. Джэк любит прыгать на батуте, но если он не выспался, это вряд ли активная деятельность его сильно заинтересует. Хорошо иметь в запасе ряд подкреплений разного вида (лакомства, игрушки, виды игр и взаимодействия со взрослыми), чтобы быть готовым к переменам в детской мотивации.

Также смотрите:

Может ли положительное подкрепление «не работать»?

Почему поощрение должно предоставляться без задержки?

Как использовать положительное подкрепление в условиях школьного класса?

Спасибо Марии Шевцовой за перевод.

Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png