Что может помочь при сильных страхах у ребенка с аутизмом?

Источник: Autism Speaks
 

 

scared

«У нашего двенадцатилетнего сына аутизм, умеренная умственная отсталость и такие сильные приступы тревожности, что мы можем оказаться в неотложном отделении. Хуже всего он реагирует на громкие звуки — например, пожарную сигнализацию в школе, раскаты грома, лопающиеся воздушные шарики, фейерверки. Будем благодарны за любую помощь».

На вопрос отвечает Джуди Ривен, клинический психолог и профессор психиатрии и педиатрии в медицинской школе Университета Колорадо. Доктор Ривен проводила исследования по эффективности когнитивно-поведенческой терапии при тревожных расстройствах у подростков с аутизмом.

Спасибо за такой отличный вопрос. Похоже, что ваша семья столкнулась с очень непростой ситуацией. Симптомы и реакции тревожности очень часто встречаются у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Они могут мешать функционированию как дома, так и в общественных местах и образовательных учреждениях.

Хотя реакция вашего сына на звуки необычно тяжелая, многие люди с аутизмом испытывают самые различные страхи, фобии и беспокойства. Они могут варьироваться от, например, парализующего страха перед пауками в темноте до хронической тревожности по поводу совершения ошибки или опоздания.

По счастью, недавние исследования предполагают, что тревожность детей и взрослых, у которых есть аутизм, вполне поддается лечению. Очень часто таким пациентам помогают такие же стратегии, которые используются для лечения тревожных расстройств среди населения в целом.

Подобные подходы включают когнитивно-поведенческую терапию или КПТ. Когнитивно-поведенческие стратегии — это хорошо изученные и подкрепленные доказательствами методы лечения, которые считаются золотым стандартом для психосоциального подхода к тревожным расстройствам. Мое собственное исследование, также как и работы моих коллег, продемонстрировали пользу от модифицированных приемов когнитивно-поведенческой терапии, которые учитывают особые потребности людей с аутизмом.

С чего начать?

Вы описываете страхи, которые могут быть связаны с повышенной сенсорной чувствительностью. Я рекомендую вам начать с консультации у эрготерапевта, который сможет проверить, не является ли чрезмерная реакция на звуки частью общего нарушения обработки сенсорной информации. В этом случае, если страхи вашего сына вызываются только определенными сенсорными стимулами, работу с этими симптомами лучше начать с сенсорно-ориентированного вмешательства. Некоторые эрготерапевты, которые специализируются на аутизме, проходили специальную подготовку в этой области.

Страхи перед сенсорными стимулами типичны для детей с РАС и повышенной тревожностью. Возможно, как это часто бывает при аутизме, вашему сыну трудно сообщить вам, что именно его пугает. Вместо этого он может пытаться рассказать вам о своем страхе с помощью экстремальных попыток избежать какую-то ситуацию.
Например, он может отказываться идти в школу после того как услышал там пожарную сигнализацию. Он может начать бояться вечеринок в честь дня рождения после того, как на одной такой вечеринке неожиданно лопнул воздушный шарик. Другие признаки состояния крайнего стресса могут включать крики, плач, попытки удержать родителей и общее эмоциональное возбуждение. Эти признаки помогут вам определить, что именно является источником страха.

Избегать или учиться преодолению

Многие родители прилагают огромные усилия, чтобы защитить ребенка и избежать потенциально пугающей ситуации. Иногда такой подход вполне оправдан и даже необходим. Тем не менее, избегание лишает ребенка возможности научиться самостоятельно справляться с вызывающими тревожность ситуациями.

Помогая вашему сыну справиться с его страхом, вы готовите его к максимально активной жизни в окружающем мире, даже если этот мир бывает непредсказуем.

Учитывая тяжесть симптомов тревожности у вашего сына, помимо предложенных здесь стратегий я рекомендую вам обратиться за поддержкой специалиста. Семьи, чьи дети демонстрируют лишь легкие симптомы тревожности, могут попробовать такие стратегии самостоятельно и обратиться за профессиональной помощью, если симптомы ухудшатся.

Преодолевать только один страх за раз

Я предлагаю составить список самых больших страхов и беспокойств вашего ребенка. Попробуйте проранжировать пункты списка от самых легких до самых тяжелых. Для того, чтобы создать ощущение успешности у ребенка, я бы начала с какого-нибудь легкого или умеренного страха, прежде чем переходить к экстремальной реакции на громкие звуки.

Ключевой компонент когнитивно-поведенческого подхода включает предварительное обучение различным стратегиям по контролю за своим состоянием. Это могут быть техники глубокого дыхания или «позитивные мысли», которые помогут человеку справиться с реакциями страха.

Например, вы можете научить вашего сына делать глубокие вдохи и медленно выдыхать, чтобы уменьшить физические реакции, связанные с тревожностью.

«Позитивные мысли» — это утверждения, которые ваш сын может говорить сам себе в ситуации, которая вызывает у него тревожность. Например, вы можете научить своего сына говорить: «Это просто громкий звук. Он мне не нравится, но я могу с этим справиться».

Постепенный контакт с источником страха

Самый важный этап — помочь вашему сыну встретиться со своим страхом лицом к лицу, но каждый раз нужно делать лишь небольшой шаг навстречу страху. Мы называем такую стратегию «постепенный контакт». Например, объясните сыну, что вы вместе будете слушать шум грома в записи. Первый раз вы можете включить запись на очень низкой громкости, и когда ваш сын сможет сохранять полное спокойствие при этих звуках, понемногу увеличивайте громкость.

Или вы можете попробовать посмотреть видео, где лопается воздушный шарик, возможно, первый раз вообще без звука. Затем вы можете посмотреть, как лопается реальный шарик, но стоя на большом расстоянии от него. Со временем ваш сын сможет стоять все ближе и ближе к лопающемуся шарику.

После выполнения таких упражнений вы можете дать сыну какую-нибудь маленькую награду за проявленную храбрость и «противостояние страхам». Помните, что даже самое маленькое проявление смелости — например, прослушивание приглушенного звука грома в течение 10 секунд — может быть очень трудным шагом в борьбе со своими страхами. Такой шаг заслуживает признания с вашей стороны.

Хотя стратегия постепенного контакта может противоречить расхожим представлениям, научные исследования доказывают, что на данный момент это самый эффективный метод преодоления конкретного страха.

 

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png