Что делать с проблемным поведением с целью избежать задания?

Автор: Саша Галлаган / Sasha Hallagan
Источник: The Autism Helper

 

escape-methods

 

Сегодня мы поговорим о нежелательном поведении, которое поддерживается избеганием. Как следует из названия, это поведение, к которому мы прибегаем, чтобы чего-то избежать. Чего же мы можем избегать, спросите вы?

Работа. Это могут быть определенные нелюбимые виды заданий, слишком сложная работа, а некоторые дети пытаются избегать просто любых требований.

Социальные ситуации. Для детей с аутизмом социальные ситуации могут быть ОЧЕНЬ сложными, а значит, они могут их избегать!

Определенные ощущения/факторы в окружающей среде. Некоторые занятия или места вызывают слишком большую перегрузку у детей с аутизмом — слишком шумные помещения, мерцающее флуоресцентное освещение или чрезмерная активность могут быть крайне неприятны некоторым детям с аутизмом.

Многие дети (как с аутизмом, так и без него) начинают вести себя плохо, чтобы освободиться от работы. Такое поведение может продолжаться очень долго, и знаете почему? Потому что это действует! Когда ребенок плохо ведет себя в классе и его отправляют на «таймаут», либо учитель читает ему нотации, отводит к директору, отпускает на перемену — работать в классе ему больше не надо! Он получил именно то, что хотел — избегание задания! Так что поверьте — плохое поведение не прекратится! Но мы-то с вами понимаем, что в школу ребенок приходит учиться, так что нам приходится думать о том, как избавиться от такого поведения и все-таки приступить к работе.

Вот несколько стратегий, которые могут помочь:

Доступ к перерывам. Есть много способов предоставления доступа к перерыву. Вы можете просто предоставлять ребенку регулярные необусловленные перерывы в работе, независимо от того, что ребенок делает. Идея здесь в том, что если ребенок и так получает регулярные перерывы, то он не будет плохо себя вести, чтобы получить перерыв. Либо вы можете использовать визуальный таймер, чтобы ребенок видел, когда он сможет пойти на перерыв.

Научить ребенка просить перерыв. Некоторые дети с аутизмом могут просто не уметь попросить о перерыве! Вы можете использовать социальную историю, устную подсказку («Ты можешь сказать «Я хочу перерыв», и у тебя будет перерыв») или сценарий (распечатанный текст с просьбой о перерыве). Неговорящие ученики могут воспользоваться карточкой «перерыв». Когда вы начинаете использовать этот метод, предоставляйте ребенку перерыв каждый раз, когда он о нем просит! Знаю-знаю, звучит безумно! Однако вам нужно сначала отработать этот навык и только потом начинать ограничивать его. Ниже приводится пример визуального способа объяснить ребенку, сколько раз он может попросить перерыв. Как только он использовал все карточки «Мне нужен перерыв», то все, больше перерыв не предоставляется.

 

breaks-escape

 

Упрощение заданий. Возможно, задания слишком сложны для ребенка? Попробуйте сделать их проще и постепенно усложняйте.

Сокращение времени занятий. Пусть ученик занимается меньше времени до перерыва. Вы можете сделать занятия чаще, просто короче!

Предоставляйте задания медленнее. Если вы вроде меня, то вы стараетесь использовать с пользой каждую минуту урока. Нам еще над стольким надо работать, и мне никак не удается сделать все! Порою я виновна в том, что закидываю детей слишком большим количеством заданий слишком быстро. Мы только-только разделались с одним заданием и тут БАМ — уже надо делать второе. У некоторых учеников это может вызывать перегрузку. Подумайте о том, чтобы снизить скорость, с которой вы даете новые задания.

Позвольте ребенку выбирать задания или порядок их выполнения. Это очень простая и эффективная стратегия — спросите ученика, над какими заданиями ему самому хотелось бы работать. Или вы можете попросить его выбрать порядок выполнения заданий. Покажи, над чем ты хочешь работать сначала. Когда я так поступаю, то часто наблюдаю резкое снижение нежелательного поведения! И это логично, разве вы сами не предпочитаете решать, когда и что делать? Мне самой обычно нравится сначала разделаться с неприятными делами (ох… стирка), а в другой раз я оттягиваю неизбежное и сначала занимаюсь тем, что мне нравится.

Снижение требований. Некоторые ученики просто избегают любых требований. Им бывает трудно выполнять чужие инструкции. С такими детьми начинайте с самых маленьких задач. Сегодня предоставляйте поощрение за то, что он сверяется со своим расписанием. Завтра предоставляйте поощрение за то, что он сидит за партой 1 минуту. Затем предоставляйте поощрение за то, что открыл портфель и достал рабочую тетрадь. Затем поощрение за первое задание на первой странице — ну, вы поняли. Такой очень постепенный процесс — это очень хороший способ дойти до выполнения всех задач полностью. Это очень эффективный подход для детей с большим количеством видов проблемного поведения, которым еще далеко до того, чтобы выполнить все задания.

Легко, легко, легко, трудно. Начните с нескольких простых заданий, а затем дайте сложное задание. Например, для ученика, которому сложно вокализировать/имитировать слова, вы быстро говорите: «Покажи глаза, похлопай в ладоши, сделай так (положить руки на голову по имитации), скажи “привет”». Ученик так «увлекается» выполнением простых просьб, что выполняет сложную просьбу.

Перерывы за выполнение работы. Предоставляйте перерывы за выполнение определенных задач.

Меньше работы за выполнение заданий. Если ты сделаешь два листа с заданиями, тебе не придется работать над оставшимися заданиями. Учеников можно мотивировать на работу, если они знают, что так они освободятся от другой работы!

Визуальная поддержка, которая показывает объем работы. Очень успешный метод — показывать ученику, сколько работы ему предстоит сделать, с помощью расписания или визуальных подсказок. Иногда ученики расстраиваются, потому что они не могут понять на слух, какая работа им предстоит. Неопределенность может сильно выводить их из себя. Представьте, что в конце вашего рабочего дня вы уже готовы пойти домой, и тут к вам приходит директор и говорит, что вы должны поработать еще 5 часов. Насколько сильно вы разозлитесь? Подумайте о том, чтобы составить визуальное расписание, которое показывает, сколько еще надо сделать.

 

escape-scedule

 

Сверхкоррекция. Этот метод означает, что ученику приходится прилагать усилия для устранения вреда от своего нежелательного поведения. Сверхкоррекция также может включать дополнительную работу. Например, ученик разорвал лист с заданием, и поэтому он должен подмести пол и протереть все парты. Если он закатил скандал и опрокинул книжную полку, то ему нужно прибраться на полке и навести порядок в зоне отдыха.

Блокирование реакции/рука на руке Это подходит только для маленьких детей (попробуйте сделать что-то руками четырнадцатилетнего, ага). Однако с маленькими детьми подсказка рука на руке может быть эффективной стратегией. По сути это гарантия, что ученик выполнит задание. Либо используйте подсказку «рука на руке», либо блокируйте попытки сбежать от выполнения задания. Если ребенок пытается избежать задание собрать паззл, то вы можете сесть рядом с ним, пододвинуть его руки к частям паззла и физически направлять его во время сборки паззла, блокируя его попытки встать со стула. Такая подсказка может быть наказанием для некоторых учеников, и это побудит их самим выполнить работу в следующий раз.

Помимо всех этих стратегий, ОЧЕНЬ ВАЖНО следить за тем, чтобы проблемное поведение ученика НЕ приводило к тому, что он освобождается от работы. Иначе он продолжит его демонстрировать! Я знаю, это может быть сложно, но насколько это возможно следите за тем, чтобы за такое поведение нельзя было получить перерыв. Никаких «таймаутов», перерывов сразу после плохого поведения, длинных лекций о том, что надо вести себя хорошо, и так далее. Убедитесь, что ученик может получить перерыв, только если попросит о нем приемлемым образом.

Также смотрите:

Как определить функцию поведения при аутизме

Что можно сделать с проблемным поведением в условиях школы

Что делать с протестным поведением при аутизме

Почему следует избегать наказаний как метода коррекции поведения при аутизме

Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия

Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом

Как уменьшить риск протеста в ответ на требования

Как работать с проблемным поведением ребенка с аутизмом

Как реагировать на проблемное поведение с целью получить желаемое

Как обучать ребенка с аутизмом выполнению нового задания

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpg13277984_498012827058401_1735272551_n.jpgsokolov2.jpgfokus-pokus.jpgrebenok-moy.jpgohotnik.jpgkafe.jpgbiblio.jpgrts2.jpglenta_logo.pngrtrs.png