Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?

Источник: Autism Speaks

 

 

Моему сыну 4 года, и у него аутизм. Несколько месяцев назад он начал щипать других людей. Это может быть кто угодно — взрослый, ребенок или малыш. Он просто подбегает, щипает их и убегает. Мы за это ставим его в угол, и он говорит «извини», когда это делает. Какое здесь может быть решение? Нам уже становится стыдно ходить на детскую площадку или в гости.

На вопрос отвечает психолог Кеннет Шамлиан, директор программы поведенческой терапии в медицинском центре Университета Рочестера, США.

Примечание редактора: нижеприведенная информация не может заменить диагностику или лечение и не может использоваться вместо очной консультации квалифицированного врача и/или поведенческого терапевта.

Это замечательный вопрос. Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.

Если у вас есть такая возможность, я рекомендую обратиться к квалифицированному поведенческому аналитику, который может определить, почему ваш сын щипается, и подобрать замещающее поведение, которое поможет ему достигать той же цели, не причиняя никому вреда.

Тем временем, давайте рассмотрим, по каким причинам ваш сын может щипаться. Как вы знаете, у многих детей (и взрослых) с аутизмом есть трудности с пониманием и выражением собственных потребностей. Так что давайте перечислим, по каким причинам все люди, с аутизмом или без него, делают что-либо. Эти причины включают:

— Внимание других людей (как положительное, так и отрицательное).

— Возможность избежать неприятной ситуации или выполнения сложной задачи.

— Получение чего-либо, например, предмета или доступа к определенному занятию.

— Уменьшение или увеличение определенных сенсорных ощущений, например, возможность избавиться от неприятного звука, яркого света или другого ощущения, либо получить больше приятных ощущений. (Как вы, вероятно, знаете, для людей с аутизмом обычно характеры сильная неприязнь к некоторым сенсорным стимулам и повторяющееся поведение с целью получения определенных ощущений).

Разумеется, во всех этих целях нет ничего плохого, если, конечно, мы не причиняем вред другим людям.

Если судить по вашему описанию поведения сына, то можно предположить, что он делает это ради привлечения внимания. Другими словами, это позволяет ему получить реакцию от других людей. Это лишь моя гипотеза, которая не может заменить очный анализ поведения, но вы можете обратить внимание на признаки того, что он добивается именно чужой реакции. Например, перед тем как ущипнуть кого-то или убежать он начинает улыбаться? Он поглядывает в сторону другого человека или на вас, когда убегает? (Также смотрите: «Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания»).

Мы привыкли считать иначе, но очень часто именно негативная реакция, например, если ребенку делают замечание или ругают, является для него поощрением и сохраняет данное поведение.
Если это так, то я бы начал с того, чтобы научить вашего сына социально приемлемым способам получить чужое внимание.

Обучение новым способам коммуникации

В идеале вам нужно научить его просить — вербально или невербально — о внимании, в котором он нуждается. Дополнительным плюсом станет то, что такое обучение улучшит его игровые навыки.

Устная коммуникация. Например, если ваш сын может говорить слова, то вы можете научить его, как просить поиграть. Например, можно выбрать «салки» в качестве игры. Помните, что многих детей с аутизмом нужно будет обучать даже самым простым шагам игры. Так что покажите ему, как играть, очень мягко прикасаясь к нему и говоря «салки», после этого отбегайте от него и подсказываете ему, что нужно «осалить» вас. Возможно, вам нужно будет привлечь к игре третьего человека, который поможет вам продемонстрировать сыну, как именно играть.

Если сыну понравится играть с вами таким образом, то прекращайте игру, используя однозначный язык тела. Затем подсказывайте ему, что нужно сказать вам «Поиграй со мной», когда он хочет, чтобы вы поиграли с ним подольше. Как только он скажет эту фразу, начинайте снова играть с ним. Обязательно хвалите его за хорошую речь.

Продолжайте это игровое упражнение до тех пор, пока он не начнет просить вас поиграть с ним без подсказки.

Невербальная коммуникация. Если у вашего сына есть проблемы с речью, то сделайте карточку с картинкой, которую он может протянуть, указать на нее или дать тому, с кем он хочет поиграть. (Также смотрите: «Десять причин использовать систему PECS при аутизме»).

Обучение новым навыкам коммуникации и игры нужно начинать дома. Однако в дальнейшем вам надо будет помочь сыну опробовать эти навыки с новыми людьми и в разных местах.

Профилактика и награда

Хотя ваш сын учится новым, более уместным видам поведения, подумайте о том, чтобы предоставлять ему как можно больше дополнительного внимания просто так. Это уменьшит вероятность того, что он будет щипаться ради получения реакции.

Понятно, что вы не можете уделять внимание сыну всегда, когда он этого хочет. Так что важно придерживаться следующих правил:

1. Следите, чтобы у ребенка были приятные способы занять себя.

2. Пока он не прекратил щипаться, найдите способ напоминать ему, что щипаться нельзя.

Возможно, вы уже примерно понимаете, в каких ситуациях ваш сын скорее всего будет щипаться. Например, это могут быть социальные ситуации, в которых он не находится в центре внимания. Или, может быть, это происходит, когда он устал и/или раздражен. Вам может помочь ведение дневника, возможно, в маленькой записной книжке, где вы будете отмечать, когда и где ваш сын щипался.

Ваш следующий шаг — постараться донести до сына ваши ожидания от его поведения в этих проблематичных ситуациях. Затем будьте готовы напомнить ему об этих ожиданиях с помощью сигнала, если вы почувствуете, что он собирается щипаться. Если он понимает устную речь, то можно говорить ему какую-нибудь фразу, например, «Хорошие руки, не щипаться». Если он лучше понимает зрительные подсказки, то вы можете распечатать или нарисовать визуальную подсказку. В Интернете можно найти готовые изображения о том, что нельзя щипаться. (Также смотрите «Как использовать визуальную поддержку при аутизме»).

Как говорилось выше, хорошо если у вашего сына есть что-то, чтобы занять себя, особенно если это займет его руки. Хорошим вариантом может стать небольшая, игрушка, пластилин, мячик или другой тактильно приятный предмет. (Ниже изображены возможные примеры).

По нашему опыту, лучше всего «ловить» детей за хорошим поведением и тут же хвалить и/или награждать их. Так что хвалите сына, если он воздержался от щипков, говоря что-нибудь про «хорошие руки». Подумайте о том, чтобы награждать его маленькой игрушкой или прикреплять стикер или жетон на плашку, чтобы обменять их определенное количество на большую награду. Используйте визуальную поддержку, чтобы напомнить ребенку, какая награда его ждет.

До того как идти в какую-то социальную ситуацию покажите ребенку то, чего ему очень хочется. Это может быть маленькая игрушка или изображение любимого занятия, например, фотография качелей на площадке. Объясните, что ему нужно делать, чтобы получить это. Например: «Если у тебя будут хорошие руки, то можешь поиграть в видеоигры. Не щипаться».

«Ловите» его за хорошим поведением так часто, как только можете, хвалите его за то, что он «хорошо играет». Как можно чаще напоминайте ему о награде за хорошее поведение.

Когда он щипается

Конечно, все равно будут ситуации, когда ваш сын будет щипаться. Вот пример подхода, который мы используем, когда происходит нежелательное поведение. Учтите, что вам нужно свести к минимуму награду за это поведение, то есть, внимание. Во-первых, сохраняйте спокойствие и подойдите к нему. Не смотрите ему в глаза. Ничего не говорите, просто спокойно повторите правило: «Хорошие руки, не щипаться». Затем тут же уведите его от других людей. Только проследите, что это будет очень скучное место, где никто не будет обращать на него внимания. Объясните, что после того как он успокоится, вы пригласите его обратно.

После небольшого перерыва, возможно, в течение одной минуты, напомните о правиле не щипаться и о том, как можно попросить внимание приемлемым образом. Главное, чтобы ваша реакция на щипки была немедленной и неизменной. (Также смотрите: «Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом»).

Еще раз спасибо за ваш вопрос. Надеюсь, что эти советы помогут вашей семье и приятные игры придут на смену щипкам.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg