В ресурсных классах для детей с аутизмом завершился учебный год

 

 IMG_5512.JPG

 

С 1 сентября при поддержке Фонда ресурсные классы для детей с аутизмом открылись  на базе общеобразовательных школ №43 в г. Белгороде и №17 г. Губкина. Мы поговорили со специалистами - участниками проекта об опыте и первых итогах работы ресурсных классов для детей с РАС в общеобразовательных школах, и делимся ими с вами.

В начале учебного года все ученики прошли специальное тестирование  по методике ABLLS-R. ABLLS-R - одна из методик оценки базовых речевых и учебных навыков, получившая широкое распространение в зарубежных странах в работе с детьми, имеющими нарушения, в т.ч. с расстройствами аутистического спектра. Подобные методики позволяют не только оценить несколько функциональных областей развития ребенка, но и предназначены для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ; позволяют упростить оценку и повысить эффективность составления таких программ.

Данным  тестированием преследовались три цели:

  • определение речевых, языковых и учебных навыков, которые отсутствуют у детей. Как правило, эти навыки являются предпосылками для формирования других навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития ребенка;

  • составление индивидуальной программы развития (ИПР) по результатам тестирования;

  • определение эффективности обучения ребенка согласно его ИПР и оценка динамики развития данного ребенка с помощью повторного тестирования.

Также для каждого ребенка была разработана адаптированная основная образовательная программа. Применение такого дифференцированного подхода дало возможность детям с РАС максимально раскрыть свой потенциал. Программы корректировались в течение учебного года, в зависимости от потребностей детей в формировании  тех или иных навыков.

 

IMG_6311.JPGIMG_5585.JPG

IMG_5786.JPGDSC_0611.JPG

 

В обязательном порядке с детьми работали дефектолог, психолог, специалист по поведенческом анализу и «тьютор» (помощник), который непосредственно занимался с ребенком и сопровождал его на протяжении всего учебного дня. Одним из важнейших направлений была работа с нежелательным поведением  детей с РАС. В начале учебного года по результатам наблюдений был составлен план поведенческих вмешательств.

 

DSC_0654.JPG

DSC_0615.JPGIMG_6541.JPG

 

В общеобразовательных учреждениях была создана особая образовательная среда, благодаря чему удалось минимизировать наличие негативных факторов (яркий свет, звуки, запахи и т.д), которые зачастую являются стрессом для ребенка с РАС. Организованы комнаты для сенсорной разгрузки, у каждого ребенка – индивидуальное место для учебных занятий.

 

IMG_6916.JPGDSC_0531.JPG

IMG_5621.JPGDSC_0536.JPG

 

Дети с РАС занимались не только по индивидуальным программам. Часть учеников, в зависимости от возможностей, могли посещать уроки со своими сверстниками по индивидуальным графикам. В этом состоит уникальность данного проекта. Включение ребенка с аутизмом в группу к другим детям – важнейший шаг на пути к их успешной социализации в современном обществе. Этот процесс проходил постепенно – по мере социального, эмоционального, интеллектуального развития, выработки социально-бытовых навыков и навыков коммуникации учащихся ресурсных классов.

 

DSC_0682.JPGDSC_0660.JPG

DSC_0550.JPGIMG_0100.jpg

16343726_1053109248169056_800988526_n.jpg

 

Ежедневные групповые и индивидуальные занятия принесли свои результаты. Тестирование умений и навыков детей с РАС по итогам учебного года показало положительную динамику у всех детей. В частности, дети с РАС, обучающиеся в школе №17 г. Губкина, стали выражать свои мысли, используя фразы из 4-5 слов, читать по слогам, понимать смысл прочитанных слов и фраз. В начале учебного года, придя в ресурсный класс, некоторые произносили только отдельные звуки и слоги. Также есть определенные успехи в освоении поведенческих и академических навыков (письма, чтения, рисования, математики и т.д).

Положительная динамика освоения академических навыков детьми с РАС наблюдается и в ресурсных классах Белгорода. Часть детей уже в первый год обучения в ресурсных классах смогли посещать определенные уроки (русский язык, физкультура, музыка, литература, технология, ИЗО). У большинства учащихся также сформировано учебное поведение: дети соблюдают общепринятые нормы поведения и приучаются к самостоятельности.


Вы можете поддержать людей с аутизмом в Белгородской области и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg