«Нам очень важна своевременная диагностика»

С 4 по 7 марта белгородские врачи проходили обучение по углубленной диагностике РАС с использованием методов «золотого стандарта» диагностики аутизма: план диагностического обследования ADOS-2, интервью для диагностики аутизма ADI-R и скрининговые методики CASD, SCQ.

Мы попросили нашего лектора-эксперта, Александра Сорокина, подробнее рассказать об углубленной диагностике, особенностях её проведения и командном подходе.

В настоящее время в России, аутизм диагностируется одним специалистом - психиатром, но до него родители проходят большое количество других врачей: педиатра, невролога и тд. Ваша программа обучения предусматривает именно командный подход. Скажите, в чём важность именно командного обследования при диагностике РАС?

— Само обучение не предполагает командного подхода, потому что все методы, которые мы разбирали на семинаре, могут проводиться любым специалистом в рамках своей профессиональной компетенции. То есть, психолог может провести обследование ADOS и ADI-R или предложить опросники для выявления аутизма и определить диагностическую категорию в рамках своей профессиональной компетенции, как психолог. Его мнение не будет клиническим диагнозом. Междисциплинарный командный подход здесь важен в том, что если у нас один врач одной специальности делает какие-то диагностические мероприятия, то врач другой специальности должен очень хорошо понимать, что именно происходило, и как он может это интерпретировать. Например, родители забили тревогу, и первым местом, куда они обратились, был не психиатр, а врач другой специальности, психолог или логопед. Если психолог или логопед, или врач другой специальности высказывают своё профессиональное мнение о том, есть или нет аутистические проявления, то он должен сделать это в той форме, которая будет понятна врачу-психиатру, к которому ребёнок попадёт потом. И эта информация поможет ему в дальнейшем при выставлении клинического диагноза. В командном подходе каждый специалист занимается своим делом. У нас есть диагностические процедуры, которые могут делать не только врачи-психиатры, а врачи других специальностей или даже специалисты не медицинских специальностей. Команда здесь заключается в том, что эти методы, особенно методы “золотого стандарта” - ADOS и ADI-R, проводились один раз, а врачи других специальностей понимали, что было сделано, умели правильно интерпретировать заключение и доверяли этим методам.

 

За время обучения Вы неоднократно акцентировали, что время обследования ребёнка должно быть 40-60 минут. Могли бы вы рассказать об этом подробнее, почему это важно.

Методы стандартизированного обследования отличаются от других методов, которые просто изучают экспертное мнение специалистов, тем, что они имеют, так называемые, “статистический хвост”, в который входит валидность и надёжность. Эта валидность и надёжность были исследованы авторами методики, учёными, которые проводили обследование именно так, как оно было задумано. ADOS был задуман как обследование, которое проводится в течение 40-60 минут. Все дети, которые вошли в выборку по надёжности и валидности этого метода, были обследованы именно в таких временных рамках. Как авторы методики, они несут ответственность за то, что эти предельные значения и статистические данные, которые относятся к ADOS, действуют при обследовании в течении 40-60 минут. Можно обследовать меньше, чем за 40 минут и больше, чем за 60 минут, но это будет не ADOS. Это будет какой-то другой метод, который на него похож. У этих методов есть хорошая репутация, и если вы хотите ими пользоваться, то вы не должны отступать от протокола.

 

Правильно ли мы понимаем, что диагностика РАС это не медицинские анализы, а активное наблюдение и фиксирование поведения ребёнка в специальной форме? Что самое сложное при её проведении диагностики по этой методике?

ADOS-2, да, это наблюдение за ребёнком. Здесь следует говорить, наверное, не о сложности, а о непривычности. Для специалистов не очень привычно такое подробное обследование. Редко у специалиста на первой же встрече есть столько времени для того, чтобы посмотреть столько разнообразных форм поведения. Непривычность этих методов ещё в том, что им надо учиться. Надо очень внимательно изучать протокол обследования. Отдельная сложность для специалистов - одновременное проведение обследования и ведение записей, потому что шифровка, перевод особенностей поведения в цифровую форму или особенностей развития, в случае ADI-R, происходит на основании записей специалиста и того, что у него осталось в памяти. И ADOS, и ADI-R являются мощными инструментами и специалисты, которые ими пользуются, с каждым разом всё больше и больше проникаются тем, что это проверенные инструменты, которые дают большое количество информации.

 

Диагностика предполагает только постановку диагноза или помогает также при формировании индивидуальной программы развития и обучения ребёнка с РАС?

Вне всякого сомнения, ADOS и ADI-R позволяют собрать огромное количество информации о развитии ребёнка, о жалобах в настоящее время со стороны родителей и других взрослых, которые его знают, о поведении в результате наблюдения гораздо больше, чем формальный клинический диагноз или диагностическая группа, определённая специалистом другого медицинского профиля. У нас есть конкретные примеры поведения, конкретные примеры социальных инициатив и реакций, примеры игры и стереотипных форм поведения, которые проявились в разнообразных ситуациях, или о которых нам рассказали родители во время беседы.

 

Бывает, что родитель хочет принять участие в диагностике. Насколько это отвлекает или помогает при обследовании?

Это часть профессиональной компетенции специалиста. Родителям во время обследования надо вести себя естественно. Специалист поможет и расскажет, в какой момент нужно вмешиваться, а в какой момент нужно сначала посмотреть, как ребёнок общается со специалистом. Но, в целом, специалисту интереснее сначала посмотреть на то, как ребёнок, подросток или взрослый будет общаться с ним, с исследователем. В какие-то моменты специалист может попросить родителей не вмешиваться в процесс и немного подождать.

Большое количество взрослых людей с РАС без диагноза. Насколько сложно и в чём особенность диагностики взрослых?

— Для этих методов нет возрастных ограничений. Для выявления диагностической группы аутизма у взрослых людей также есть определённый протокол проведения обследования по этим методикам.

 

Мы выражаем глубокую признательность и благодарность Александру Борисовичу Сорокину за профессионализм и бесценный опыт!

 

Углубленная диагностика РАС будет проводиться в трёх медицинских учреждениях: ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» г. Белгород, ОГБУЗ «Городская больница № 1 города Старого Оскола», Центр медицинской реабилитации ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница».

 

Читайте также о предыдущих этапах проекта:

Белгородские врачи прошли обучение по распознаванию рисков РАС у маленьких детей

Продолжается реализация проекта по ранней диагностике РАС

 

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg