Какой должна быть доброжелательная школа: разбираем вместе с директорами белгородских школ

 

16 июня состоялась рабочая встреча руководителей семи школ и управления образования Белгорода с президентом фонда «Каждый особенный», Натальей Злобиной. Обсуждали концепцию Доброжелательной школы. Какой должна быть среда в учебном заведении для разных детей, в том числе и с особенностями. 

 

На встрече были представители школ 43, 37, 21, 31, 7, 47, 27 — тех, у которых есть опыт в обучении детей с особенностями и наибольшая лояльность к изменениям,  развитию инклюзивного образования. Мы начали эту работу в рамках тех поручений, которые дал мэр, Юрий Владимирович Галдун — каждая школа Белгорода должна стать по-настоящему доброжелательной. 

 

На встрече, как бы это не выглядело странно, мы рисовали дом. Взяли такую метафору, как наглядный пример и определяли - что мы отнесем к стенам, крыше, фундаменту. Обсуждали, как сделать наш дом таким, чтобы все его жители были счастливы, формировали единое целевое видение: что делать и куда идти. Я очень благодарна участникам, у нас получилась продуктивная и дружественная беседа , — говорит руководитель фонда Наталья Злобина.  

 

  

Участники пришли к выводу, что доброжелательная школа — это школа, которая готовая принять любого ребенка, то есть это и есть инклюзивная школа. 

 

Директора считают, что это школа, в которой все помещения доступны каждому ребёнку. Важную роль играет «умный дизайн». Такая школа максимально оснащена современным оборудованием для обучения, спорта и досуга, которое учитывает индивидуальные потребности детей. 

 

Кадры — это мотивированные специалисты, получающие достойную зарплату. У них есть возможность постоянного развития и обмена опытом. Взаимоотношения внутри школы и за её пределами — здоровый климат среди педагогов, детей, родителей и что немаловажно — микрорайона (!), где находится школа. 

 

Поддержка всех процессов со стороны администрации, управления образования, общественности. Ключевым для функционирования такой школы является желание и мотивация руководителя сделать её именно такой. 

 

О детях. Школа является инклюзивной, когда потребности всех детей удовлетворены, а их индивидуальные особенности учтены.

 

Следовательно нужно понять, какие потребности и какие дефициты есть у детей. Например, у детей с РАС дефициты ярко выражены и это затрудняет их возможность социализации, если им не помочь. Но есть нормотипичные дети, которые могут испытывать стресс от самых разных факторов — усталость, плохая оценка, ссора с одноклассником, развод родителей. 

 

Как выражаются эти дефициты у самых разных детей и с чем педагогам наиболее сложно справляться — с поведением. Поведение есть у абсолютно каждого ребёнка. Поэтому поведенческий анализ, который мы внедряем в ресурсных классах, нужен всем педагогам. 

 

 

Об инклюзии. Руководители рассказали, что раньше не было такого понятия. «Условная инклюзия» начиналась с работы с детьми неблагополучного статуса и детей в трудной жизненной ситуации. Поэтому школы сами интуитивно выстраивали работу для таких детей, учили, воспитывали. Гораздо позже, когда вышел федеральный закон «Об образовании», закрепляющий право любого ребёнка на обучение в общеобразовательной школе, дети с различными особенностями здоровья стали приходить в коррекционные классы. 

 

 

Мы описали условные минусы и плюсы инклюзивного образования. Отдельно поговорили о понятии soft skills — то, о чем практически не говорят. Но это важная компонента, которая как раз поможет детям во взрослой жизни. И если бы информированию родителей “обычных” детей и разбору таких вещей уделялось бы больше внимания, то принятие «особенных» детей происходило бы гораздо мягче. Soft skills — это то, что делает абсолютно любого ребенка более гибким, более стрессоустойчивым, социально стабильным во взрослом возрасте. И это обеспечивается инклюзивными подходами в образовании. 

  

Преимущества инклюзии безусловны, а минусы можно превратить в плюсы, если есть желание и возможность это сделать.

  

Как выглядит дом, которые построили участники встречи:

  

Фундамент — разделяемые ценности единой цели: каждый ребенок имеет потребности и мы должны стремиться их удовлетворить.   

 

Стены — ресурсы: 

— кадры, имеющие возможность развития и имеющие весь инструментарий для качественной работы; 

— технологии, помогающие учить более эффективно;

— сверстники — одноклассники, которые также являются мощным недооцененным ресурсом, помогающим в развитии инклюзии (здесь мы обсуждали различные формы волонтерства и пользу от волонтерских программ);

— оснащение, которое должно подбираться не формально, а с пониманием индивидуальных потребностей детей;  

 

Жители: дети, родители, учителя — все должны быть в безопасности, комфорте и с прекрасным настроением.

  

Крыша — поддержка: законодательная, административная, общественная.

 

Земля — это программы профилактики буллинга, как основа, поддерживающая развитие инклюзивного образования. Без этого дом основательным и надёжным не станет. 

 

Общественная поддержка различных НКО и фондов крайне важна. Но очень важно работать там, где есть мотивация и желание самих руководителей, их лояльность ко всем изменениям — то, что представляет фундамент. Нельзя прилепить крышу на дом, в котором нет фундамента. Эта поддержка уйдет «в никуда», — пояснила Наталья Злобина.

 

 

 

В завершении встречи участники договорились прилагать усилия к тому, чтобы школы были именно такими — и договорились придерживаться следующего плана действий:

 

  1. Структурировать всю информацию со встречи и сформировать стратегию дальнейших действий.

  2. Провести анализ ресурсов и дефицитов с учетом всех обсуждений.

  3. Разработать план мероприятий/дорожную карты по реализации всех шагов.

  4. Сформировать бюджеты.

  5. Разработать аналитические формы для проведения постоянного мониторинга.

  6. Определить график периодических рабочих встреч для обсуждения всех изменений. 

 

Ждём результаты! 

 

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.

Наши партнеры

avrora.jpgrtrs.pngfokus-pokus.jpgohotnik.jpgbiblio.jpgrts2.jpg